Пребывая в гармонии, пребываем с Богом

Пребывая в гармонии, пребываем с Богом
16 февраля 2020

16 февраля 2020 года, в Неделю о блудном сыне, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе Тольятти.

Его Преосвященству сослужили клирики кафедрального храма. Богослужебные песнопения совершил праздничный хор под управлением диакона Игоря Тасеева.

По окончании Литургии архиерей произнёс проповедь, в которой глубже раскрыл смысл Евангельской притчи о блудном сыне на основании сегодняшнего апостольского чтения (1 Кор. 6: 12-20)

"... конечно, важно покаяние. И именно через него человек приходит к Богу, потому что покаяние открывает дверь чистоты, кающегося грешника прощает Бог, исцеляет его духовные раны, и человек светлеет душой и возвышается к Богу. Но кроме покаяния есть много других средств и важнейших моментов нашей духовной жизни.

Апостол Павел сегодня говорит о самом человеке, его красоте и гармонии, которая должна быть в теле и душе. И вот само состояние гармонии, это тоже состояние – быть со своим Небесным Отцом, потому что именно в такой гармонии пребывают ангелы Божии. Но если в нас начинается дисгармония внешнего и внутреннего, если мы отдаём приоритеты совершенно второстепенным вещам этого мира и теряем смысл нашего спасения, то разрушается гармония, и человек отпадает от божественной благодати. И говорит апостол Павел просто, (он говорил язычникам, тем, кто впервые может слышал об истинном Боге) что пища, которую мы имеем здесь, она для тела, и тело создано так, что потребляя эту пищу, живёт.

Точно так же и молитва, духовные заповеди, подвиги – всё это для души. И душа создана так, что исполняя их, будет жить вечно. Но если мы повергаем эти замечательные правила здесь, если мы пренебрегаем теми дарами гармонии между душой и телом, если мы становимся зависимы от чего-то земного, то незаметно теряем смысл и цель нашего движения к Богу.

И действительно, человек который уделяет большое внимание еде и видит в этом момент не питания тела, а украшение жизни, тем самым увлекается второстепенным. Тоже самое бывает с человеком, который приобщён к вещам. Он стремится к богатству, забывает, что всё это останется здесь. Завоевав все богатства мира, тем менее человек всё оставляет. Пример ушедших отсюда в мир иной людей говорит нам об этом опыте, который будет неудачным для тех, кто теряет саму задачу тела и души человека. Задача одна –убежать от зла, от греха, быть на стороне Бога, как ангелы, всегда свой ум и сердце отдавать Богу, исследовать Священное Писание и заповеди Божьи, искать наслаждение в красоте духовной. Даже не в душевной, не в этой музыкальной, в искусстве, в этой архитектуре. Это всего лишь трамплин, чтобы через гармонию этого мира познать как высок, славен и красив наш Господь.

Кто забывает все эти смыслы, тот также как блудный сын убегает на сторону далече. Все таланты, которые даёт Бог, употребляет не по назначению, всю свою жизнь тратит на дешёвые игрушки этого мира. И этот мир предлагает свои игры, чтобы мы, увлекаясь, забывали о самом главном.

Но если мы сохраняем единство с Богом, не теряем с Ним связь, то Он всегда будет рядом и освятит пути нашей жизни, давая возможность душе и телу пребывать в гармонии. Тогда не надо будет лишний раз плакать, не надо будет каяться за большие прегрешения, от которых на всю жизнь остаются раны на душе.

Поэтому апостол Павел, завершая своё послание, говорит: "не забывайте – мы храмы Духа Святого..." Нашу душу Господь облёк в тело, чтобы мы посредством тела спасались. Но состояние греховное, ветхозаветное – когда душа хочет спасения, а тело влечёт ко греху. Но пришёл в этот мир Бог, воплотился, дал заповеди, пострадал за нас, и дал Духа Святого, чтобы мы изменили эту ситуацию, и чтобы теперь чего хочет душа хотело и тело. Чтобы то, что нужно Богу, жило в нас и подвигало к Царству Небесному. Чтобы мы из дома Небесного Отца не уходили, даже в прямом смысле.

Апостол Павел обращается к первым христианам и говорит: " Братия, не разлучайтесь друг от друга надолго, не покидайте собрания вашего". То есть то место молитвы, где все мы с вами собираемся. Пусть храм Божий будет центральным в нашей жизни, сюда должна стремиться душа, здесь мы не грешим, тут мы единомысленны.

В храме Бог освящает нас так, как не освящает дома в частной молитве. Потому что здесь мы видим силу единства – "где двое или трое собраны во имя Моё – там Я посреди Вас", - говорит Господь. Поэтому именно здесь совершается освящение человека, здесь совершаются Таинства спасения нашей души, Божественная Евхаристия, покаяние, елеосвящение и другие благодатные дары, которые даёт нам Бог. Он здесь, Его наследие, которое мы должны воспринять – здесь, в храме. Не будем же уходить на сторону далече. И пусть Он сподобит нас, вместе, как и в этой притче, в ликовании соединиться, когда кто-то из наших близких, был мёртв и ожил. Мы так хотим, чтобы в дом Небесного Отца вернулись все наши потерянные родные, чтобы они услышали милосердие и любовь Божию".