19 августа 2022 года – 20-лет великому освящению Преображенского кафедрального собора Тольятти

19 августа 2022 года – 20-лет великому освящению Преображенского кафедрального собора Тольятти
17 августа 2022

Знаете ли Вы, что архиерейское богослужение, которое совершается в Преображенском кафедральном соборе в воскресные и праздничные дни, возвращает нас в первые века христианской Церкви?

Кафедральный собор – это храм, в котором располагается епископская кафедра и где настоятелем является сам епископ. Кафедральный собор является главным храмом епархии.

Слово собор происходит из старославянского языка и означает «собрание, съезд». Собором наши предки стали называть тот храм, где всегда вместе с епископом служило много священников. Тольяттинскую Преображенскую церковь в 90-х годах промыслительно проектировали изначально именно как собор, для служения в ней множества священников во главе с епископом. Руководитель АВТОВАЗа в 90-е годы Владимир Васильевич Каданников в интервью 20-летней давности сказал, что ставил условием финансирования строительства масштабность проекта.

А через 20 лет, в 2019 году, в связи с образованием Тольяттинской епархии собору был присвоен статус кафедрального. Все священники, служащие в соборе, имеют право служить Божественную литургию с отверстыми Царскими вратами до “Отче наш”». Обычно такой награды удостаиваются священнослужители, прослужившие в Церкви много лет.

Слово кафедра греческого происхождения и означает оно «сиденье, седалище; сидение». Уже во времена древнего христианства в храмах для предстоятелей стали устраивать почётные седалища в абсидах алтарей на возвышении, о чём свидетельствует архитектура древних базилик и катакомбных церквей. Окрест него располагались седалища (стулья) для священников. Место и способ расположения выбраны не случайно – они соотносятся с видением Иоанна Богослова, которое он описывает в 4 главе Откровения: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца…».

Новый статус придал особую торжественность богослужениям, так как с этого момента праздничные службы в Первохраме города совершаются архиерейским чином. Настоятелем Преображенского кафедрального собора Тольятти является Правящий архиерей Тольяттинской епархии – Преосвященный Нестор, епископ Тольяттинский и Жигулёвский.

Епископ (от греч. επίσκοπος – блюститель) – высшая степень священноначалия в Церкви, третья степень священнического служения, следующая после диакона и пресвитера. Епископ – преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в таинстве рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии Церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира. Посвящение во епископа происходит через хиротонию (Таинство Священства, рукоположение). Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами. Епископы также именуются архиереями, то есть старшими иереями. Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх. 

Архиерей пользуется всей полнотой власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства во вверенной ему епархии. Он рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. Он имеет право воздействия и даже взыскания клириков и не только их. Имеет большое влияние он и на мирян – например может временно отлучить от церковного общения. Церковные браки и разводы – это тоже в его компетенции. Без согласия архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.

Без епископа нет Церкви. Таинство священства, то есть рукоположение, совершает только епископ, и совершает в кафедральном соборе. Поэтому Преображенский кафедральный собор, в котором постоянно служит епископ Нестор, является центром религиозной жизни Тольяттинской епархии. А территориально – это Тольятти, Жигулёвск и сёла Ставропольского района на правом и левом берегу Волги.

В соборе собирается множество прихожан на торжественные богослужения архиерейским чином. И каждый верующий, хотя и является прихожанином одного из многочисленных прекрасных храмов в Тольяттинской епархии, имеет возможность периодически совершать паломничество в кафедральный собор, чтобы укрепить свои духовные силы и получить благословение епископа, приняв участие в архиерейском богослужении.

Архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви.

Архиерея всегда встречают торжественно. В русской традиции было даже такое: архиерея встречали у его дома и с пением сопровождали до храма. Сейчас этого нет, но, когда архиерей подходит к дверям собора, его встречают под колокольный звон священнослужители собора и препровождают в собор. В соборе его ждут все клирики, а один из них  на специальном блюде, покрытом воздухом, выносит ему навстречу крест.

Возвышение посреди собора, на которое встаёт владыка после того, как войдет в храм, называется архиерейский амвон. В древней Церкви с этого возвышения епископ или священник читали Евангелие и произносили проповедь, и сегодня архиерейский амвон напоминает нам об учительной роли епископа.

Облачение епископа происходит иначе, чем облачение священника – не в алтаре, а у всех на глазах. Это соответствует торжественности архиерейского богослужения. Кроме того, вход архиерея в алтарь – это кульминация богослужения. Поэтому в большинстве случаев архиерей облачается до входа в алтарь. Так было и в древности. Только на архиерейском богослужении мы можем непосредственно увидеть, как совершается облачение духовенства вообще.

Священные одежды архиерея отличаются от одежд священнических. Такие предметы собственно архиерейского облачения, как митра и панагия, вторичны, они появились достаточно поздно в истории Церкви. Главное и древнейшее отличие – омофор. Слово «омофор» в переводе с греческого означает «носимый на плечах». Символически омофор означает ту самую овцу, которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк. 15, 5): архиерей призван подражать Христу в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности. Также омофор символически обозначает те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь. Без омофора архиерей не может совершать богослужение.

Немаловажная подробность: именно чинопоследование архиерейского богослужения включает песнопения на греческом языке. (На обычном иерейском богослужении пение по-гречески не обязательно, это выбор настоятеля храма). Пение на греческом объясняется тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до середины XV века ею управляли греческие митрополиты.

Специальные круглые коврики на полу собора носят название «орлецы», поскольку на них изображается орёл. Традиция их использования относит нас к далекому XIII веку. На орлеце символично изображается город и парящий над ним орёл. Орлец символизирует и видимым образом обозначает власть епископа и статус храма, в котором орлец размещается. Поэтому город, изображающийся в композиции орлеца, символизирует и городскую епископскую кафедру. Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана и епископской власти.

В начале службы и во время пения Херувимской архиерей умывает руки. Этот чин известен еще с V века. Но тогда умывали руки все вместе: и пресвитеры, и епископы. Делалось это после того, как дьяконы приносили из отдельного здания приготовленные для евхаристии хлеб и вино (в современной литургии это перенесение отображено в Великом входе). Омовение рук перед тем, как начнется преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, носило очистительный и гигиенический характер. Сегодня обычай торжественно, публично умывать руки сохранился только в архиерейском богослужении.

Во время архиерейского богослужения епископу помогают иподьяконы. Установление иподиаконского чина также относится к первым временам Церкви. Раньше круг обязанностей иподьяконов был шире: они не только приготовляли и держали в порядке священные сосуды, облачали архиереев и помогали на службе, но и стояли во время богослужения у церковных врат и наблюдали, чтобы не вошел кто-либо из недостойных. А при возгласе «Оглашенные, изыдите!» в обязанности иподьякона входило вывести из храма всех оглашенных (т. е. готовящихся принять таинство Крещения). Сегодня иподиаконы прислуживают при епископе во время его богослужения и священнодействий, готовят его облачение, подают дикирий и трикирий, открывают Царские врата. Практически всё богослужение возле Врат стоит иподиакон, который держит жезл архиерея – древний символ высшей церковной власти.

Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят иподиаконы, которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых. Возможно, такая традиция идёт ещё со времён, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении.

Каждая деталь архиерейского богослужения исполнена глубокого смысла и символизма. Торжественным и очень красивым является епископское благословение специальными свечами в подсвечниках — дикирии или трикирии. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три. Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.

За 20 лет литургической жизни Спасо-Преображенского собора значительно возросло количество прихожан. В собор стало ходить много молодёжи, родителей с детьми. Здесь звучат архипастырские проповеди, епископ совершает таинство Священства, совершаются соборные богослужения духовенства Тольяттинской епархии. Люди приходят в храм в поиске духовной поддержки, и они получают её. Здесь каждому уделяется особое внимание священников, каждый имеет возможность получить благословение епископа Нестора.

А 19 августа 2022 года в Преображенском кафедральном соборе Тольятти Божественную литургию по случаю праздника Преображения Господня и 20-летия великого освящения собора совершит собор архиереев. Возглавит торжественное богослужение глава Самарской митрополии, правящий архиерей Самарской епархии митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий. Ему сослужат правящие архиереи Отрадненской, Кинельской, Тольяттинской и Сызранской епархий, входящих в состав Самарской митрополии: епископ Отрадненский и Похвистневский Никифор, епископ Кинельский и Безенчукский Софроний, епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор и епископ Сызранский и Шигонский Леонтий, а также правящий архиерей Сердобской епархии епископ Сердобский и Спасский Митрофан. Архиереям сослужит духовенство Самарской митрополии.

Приглашаем разделить радость престольного праздника Преображенского кафедрального собора Тольятти.

(Использованы материалы из интернет-портала https://azbyka.ru/https://pravoslavie.ru/, буклета информационно-издательского отдела Тольяттинской епархии «Преображенский кафедральный собор Тольятти»; виртуального тура https://tltepar.ru/3d/presobor.html).