Архиерейское богослужение в Воскресенском мужском монастыре Тольятти в престольный день монастырского храма

Архиерейское богослужение в Воскресенском мужском монастыре Тольятти в престольный день монастырского храма
24 сентября 2023

24 сентября 2023 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, память прп. Силуана Афонского, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» Воскресенского мужского монастыря Тольятти.

Священно-архимандриту Воскресенского мужского монастыря Тольятти Преосвященному епископу Нестору сослужили клирики Тольяттинской епархии: наместник монастыря архимандрит Гермоген (Крицын), секретарь епархии иерей Дионисий Бунцев, благочинный Центрального благочиния протоиерей Николай Манихин, благочинный Тихоновского  благочиния протоиерей Андрей Матвеев, благочинный Преображенского благочиния иеромонах Питирим (Чембулатов), настоятель Успенского храма в Портпосёлке Тольятти протоиерей Иоанн Ермаков, клирик монастыря, настоятель Свято-Духовского храма с. Кольцово иеромонах Силуан (Старостин). В диаконском чине служили клирик Преображенского кафедрального собора Тольятти диакон Артемий Панков и клирики Воскресенского мужского монастыря Тольятти: иеродиакон Феофан (Курников) и иеродиакон Амвросий (Бака). Литургию сопровождал мужской хор под управлением Семёна Кирина. Вместе с архипастырем и духовенством молились насельники и паломники Воскресенской обители.

За Божественной литургией иеродиакон Феофан (Курников) прочитал Павловы последние предостережения и благословение из главы Послания к христианам-галатам о различных проявлениях христианской любви. Затем диакон Артемий Панков огласил отрывок из евангельской беседы Иисуса Христа с одним из Иудейских начальников Никодимом, второй её части, где Христос предлагает учение о Самом Себе и о Своей искупительной жертве за грехи мира и указывает на необходимость веры в Него как в Единородного Сына Божия. После сугубой ектении о здравии диакон возгласил заупокойную ектению о новопреставленном митрополите Вениамине (Зарицком) и приснопамятном клирике Троицкого женского монастыря с. Ташла протоиерее Николае Винокурове, кончина которого вспоминается в этот день. Епископ Нестор вознёс молитву о святой Руси. По окончании Литургии архиерей и священство совершили славление преподобному Силуану Афонскому.

По завершении молитвы архимандрит Гермоген от лица богомольцев поблагодарил епископа Нестора за совершённое богослужение. Преосвященный владыка обратился с архипастырским словом к присутствующим. Окончив свою проповедь, епископ Нестор поздравил с именинами клирика монастыря иеромонаха Силуана (Старостина). Архиерей пожелал священномонаху преуспеяния в духовной жизни и помощи Божьей в руководстве общиной монашествующих в селе Кольцово. Архипастырь вручил ему на молитвенную память духовную книгу. Престольное торжество завершилось братской трапезой в трапезном храме во имя преподобного Силуана Афонского.

В монастыре действуют три храма. Два из них – домовые: в честь Воскресения словущего и во имя преподобного Силуана Афонского. Они устроены в зданиях бывшей Земской больницы. Центральный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» – вновь построенный. Силуановский храм был освящён 24 сентября 2006 года архиепископом Сергием (Полёткиным, ныне митрополит). В России немного храмов, посвященных этому святому Угоднику Божьему. Храм является трапезным. Так он называется потому, что между службами братия здесь трапезничает. Это церковная монастырская традиция – устраивать в обители трапезный храм. Рядом с помещением храма находится помещение кухни для приготовления пищи. Храм внутри полностью отделан деревом. Алтарная часть устроена отдельным помещением внутри основного объёма. В храмовой аналойной иконе Силуана Афонского хранится плат, освященный на его мощах, и часть крюка, на который запиралась его келия. 

Преподобный Силуан Афонский – русский святой, подвизавшийся на Афоне. Согласно житийной литературе, в самом начале своего послушничества Силуан стяжал умную сердечную молитву. Дальнейшая жизнь Силуана была посвящена борьбе хранения полученной благодати. Он написал записки, опубликованные в 1952 году, многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием». Ученик и биограф Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров) так описывает подвижника в более поздний период: «Искушения он встречал и переносил с великим мужеством. …Редкой силы воля – без упрямства; простота, свобода, бесстрашие и мужество – с кротостью и мягкостью; смирение и послушание – без униженности и человекоугодия – это был подлинно человек, образ и подобие Бога».