История епархии

Территория современной Тольяттинской епархии входила в состав Казанской епархии в 1555-1832 годах, в состав Симбирской епархии в 1832-1850 годах. В 1850 году территория вошла в состав Самарской епархии, которая в 1850-1944 годах именовалась Самарской и Ставропольской, в 1944-1991 – Куйбышевской и Сызранской, в 1991-2017 – Самарской и Сызранской, в 2017-2019 годах – Самарской и Тольяттинской. В 2017-2019 годах часть территории современной Тольяттинской епархии входила в состав Сызранской епархии.

Город Ставрополь был основан В.Н. Татищевым в 1737 году по прошению глав крещеных калмыков князя Петра Тайшина и его жены княгини. Анны Тайшиной для поселения крещёных калмыков и защиты российских рубежей от набегов кочевников согласно указу Императрицы Анны Иоанновны. Одновременно с образованием крепости город и его окрестности заселяли и русские христиане. Земли Самарской Луки, большая часть которых совпадает с административными границами современной Тольяттинской епархии, в XVII веке находились в собственности русских монастырей. При Петре I часть этой территории принадлежала графу А.Д. Меньшикову. Со времён Екатерины II и до октябрьской революции – графам Орловым и их потомкам – Орловым-Давыдовым.

Калмыки прожили в Ставрополе и близлежащих сёлах (улусах) более 100 лет. В 1842 году после Указа Николая I в связи с политическими, экономическими и этническими проблемами они переселились в Оренбургские степи. В 1953–55 годах в связи со строительством Волжского гидроузла город полностью перенесён на современное место. От старого Ставрополя остались неперенесенными здания Земской больницы, находившиеся на возвышенном месте и не попавшие в зону затопления. С 1997 года в них размещается Воскресенский мужской монастырь.

Первой церковью Ставрополя был походный храм в честь Воскресения Христова. Петр I пожаловал изготовленную по собственным чертежам и благословлённую Святейшим Синодом походную церковь в 1725 году новокрещённому Петру Тайшину. Походная церковь состояла из комплекта деревянных брусьев, соединяющихся шарнирами. Брусья при сборке образовывали подобие палатки, крытой тиковым пологом и брезентовым наметом. Церковь была снабжена необходимой утварью и богослужебными книгами. В конце лета 1738 года переселенцы из крещёных калмыков из Астрахани привезли с собой походную Воскресенскую Церковь, которая сначала перевозилась из одного улуса в другой, а в сентябре была установлена близ строящегося храма. В декабре 1738 года в Ставрополе был построен Троицкий собор, ставший одним из первых зданий города. В 1739 году по ходатайству В.Н. Татищева началось возведение нового, более просторного, деревянного пятиглавого Троицкого собора. Построенный собор был освящён в 1743 году. В 1745 г. по ходатайству преемника В.Н. Татищева, нового руководителя Оренбургской экспедиции И.И. Неплюева началось строительство нового каменного храма. В 1750 году был построен каменный шестиглавый храм. Храм не отапливался, богослужения совершались в тёплое время года, существовал зимний деревянный Андреевский придел. Действовала школа для калмыцких детей, в которой, кроме калмыцкого и русского языков и грамоты, изучался Закон Божий и Новый Завет. Кроме каменного Троицкого собора в Ставрополе долгое время функционировали ещё две деревянные церкви: в честь Успения Божией Матери с приделом Архангела Михаила и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Оба храма были построены в 1744 году – один в Солдатской слободе, другой – в Купеческой, соответственно попечением служивых людей и местных купцов. В конце XVIII века в Ставрополе действовали четыре храма (походная церковь также действовала, неся миссию христианизации иноверцев Поволжья, в основном мордвы и чувашей), две школы, 39 образованных священнослужителей и учителей. Ставропольские школьники в 1782 году учились по «новой русской гражданской азбуке», напечатанной при Императорской Академии наук. Распространение и внедрение её через духовные учреждения предписывалось правительственными указами. 

Волга постоянно подмывала берега, на которых стоял город, и в начале XIX века, когда возникла угроза подтопления набережной, Троицкий собор было решено перенести. В 1809 году его разобрали и вновь заложили в центре города. Построили в 1813 году каменный и большой, в высоту 31 метр, освятили в 1815 году. Андреевский придел и Рождественскую церковь упразднили и разобрали, как излишние. Деревянная Успенская церковь сгорела в 20-х годах XIX века, на её месте, высоком и людном, недалеко от набережной, в 1827 году построили каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя Архангела Михаила и во имя апостолов Петра и Павла на 1500 человек. В 1901 году Успенская церковь была перестроена и расширена. В 1909 году её прихожанами были 2708 человек ставропольчан и жителей близлежащих поселений. В 1842 году рядом с Троицким собором с западной стороны возвели 55-метровую колокольню. В ней устроили тёплую церковь во имя святителя Николая с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, куда могли поместиться до тысячи человек. Освятил эту церковь в 1843 году епископ Симбирский и Сызранский Феодотий. Иконостас в приделе был установлен из Воскресенской походной церкви, которая прослужила по своему назначению более 100 лет. Позднее установили новый иконостас. Звон колоколов был слышен в округе на 25 километров. В 1905 году, после прославления Серафима Саровского, в Никольской церкви был устроен левый придел в его честь. В 1908 году, была построена женская гимназия, просуществовавшая до 1916 года. В ней обучались более 300 девочек из Ставрополя и окрестностей с 1 по 7 класс. 8 класс был педагогическим, по его окончании выдавалось свидетельство о звании домашней учительницы. Среди обязательных предметов был Закон Божий. 

Таким образом, к началу XX века в Ставрополе действовали Троицкий соборный комплекс и Успенская церковь. При ставропольской больнице действовала часовня, в городской тюрьме – домовый храм, где несли служение священники Троицкого собора. Рядом с Успенской церковью с 1892 до 1918 года (последнее упоминание) действовал сиропитательный дом с 33 призреваемыми, в котором была часовня. При Троицком соборе в собственном здании с 1897 года действовала казённая школа для девочек. В ней обучались 135 человек, 45 из которых проживали в общежитии. Заведующим школой был священник. При учебном заведении действовала ещё школа церковно-приходская, где обучали азам грамотности. Всего в Ставрополе на начало 1917 года работали 7 учебных заведений и одна воскресная школа для взрослых. Библиотека Троицкого собора насчитывала свыше 200 томов книг духовного содержания, а также церковную периодику. Приход Троицкого собора состоял как из городских жителей, так и из крестьян близлежащих поселений. Общая численность прихожан в 1909 году составляла 4725 человек. То есть почти все жители города, которых в 1880 году насчитывалось 4265 человек, были прихожанами Троицкого собора. В Ставрополе была своя иконописная мастерская. Ставропольские священники выделялись своей образованностью, воспитанием, подвижничеством. Среди мирян были люди святой, праведной жизни, имена которых оставила людская молва: блаженный Андрей Огородников, блаженный Михаил, старец Василий Курушин, благотворитель Венедикт Розлач, на средства которого был построен сиропитательный дом, и другие.

До середины XIX века посещения Ставрополя Правящими архиереями Казанской, а затем Симбирской епархий были редки. С 1851 г., когда была образована Самарская губерния и учреждена епископская кафедра в Самаре, визиты в Ставрополь архиереев стали более частыми и регулярными. В сентябре 1824 г. Ставрополь посетил император Александр I. Он прибыл в город вечером, ночевал, на следующий день посетил городскую больницу, осмотрел калмыцкое казачье войско и после службы в Троицком соборе отправился водным путем в Самару, по пути любуясь красивыми видами. В 2021 году тольяттинским писателем С.В. Красновым исследованы биографии более 30 известных русских писателей, культурных и общественных деятелей, имена которых связаны со Ставрополем и его окрестностями. Так, в сентябре 1833 г. в Среднем Поволжье был А.С. Пушкин, путешествуя для обозрения тех мест, где происходили главные события Пугачёвского восстания, в результате чего появилась «История Пугачёва» и «Капитанская дочка». Исследователи творчества Пушкина предполагают, что он заезжал в сёла Новое Ерёмкино и Мусорку. С именем М.Ю. Лермонтова связан храм в микрорайоне Фёдоровка Тольятти, который был посвящён небесной покровительнице его музы – Варвары Лопухиной. В Ставрополе и селе Ширяево в 1870 г. И.Е. Репин собирал материал для своей картины «Бурлаки на Волге». Создатель «Истории государства Российского», русский литератор, действительный статский советник Н.М. Карамзин детство провел в имении отца в Ставропольском уезде, 1793-1795 гг. прожил в ставропольском имении, где написал сборник «Аглая», выпущенный в те же годы. Русский поэт, дипломат, публицист, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, тайный советник Ф.И. Тютчев был праправнуком основателя Ставрополя Василия Татищева по женской линии. Во время своего путешествия по Волге летом 1894 г. Ставрополь на обратном пути посетил протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Он отслужил водосвятный молебен под открытым небом на приготовленном месте на пристани в присутствии городской власти, духовенства, многочисленных ставропольчан и жителей окрестных мест.

С установлением советской власти из ставропольских храмов под предлогом помощи голодающим были изъята церковная утварь, святыни и начались гонения на священнослужителей, их семьи, монашествующих и верующих мирян. В 1930 г. в Ставрополь было переведено управление Волгострой и открыт Самарский исправительно-трудовой лагерь (Самарлаг) для проведения работ по очистке дна будущего водохранилища и переноса населённых пунктов на новые строительные площадки. В числе осужденных в лагерь попадали священники. Священномученик Федор Грудаков, служивший в с. Старая Кашира Московской области, в 1937 г. был приговорен к 10 годам заключения в Самарлаге, умер в нем в 1940 г. от непосильной работы, побоев и голода. Успенскую церковь закрыли в 1930 году, устроив в здании дом культуры, церковное имущество конфисковали. В начале 30-х были сняты колокола. В 1936 году был закрыт Троицкий собор, в нём организовали зернохранилище. Когда церкви закрыли, верующие стали собираться по домам. 23 октября 1944 года открыли только Никольскую церковь в колокольне, сделав центральным Казанский престол, а правым – престол в честь святителя Николая, Серафимовский придел так и не открыли. Той же участи – разорению, закрытию, гонениям на священнослужителей – подверглись все храмы на современной территории Тольяттинской епархии. Сохранились лишь 6 храмов, находящихся на территории Тольяттинской епархии, которые являются на сегодняшний день объектами культурного наследия. В Тольяттинской епархии проведена большая работа по поиску имен наших земляков, пострадавших за веру в годы политических репрессий. В результате группой неравнодушных мирян было выявлено более 300-от имен священнослужителей, монахов и мирян, репрессированных за свои религиозные убеждения. За всех них регулярно возносится заупокойная молитва. А уроженец села Новая Бинарадка – священномученик Василий Витевский, сидевший в тюрьме и расстрелянный в 37 году, уже канонизирован Русской Православной Церковью в числе собора самарских святых. 

В связи со строительством Куйбышевской ГЭС и переносом города на новое место верующим был выделен земельный участок под строительство молитвенного дома на новом местоположении города. 15 февраля 1955 года небольшой молитвенный дом с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери и правым Никольским приделом был освящён Куйбышевским и Сызранским епископом Иеронимом (Захаровым; впоследствии архиепископ Ростовский и Новочеркасский). Богослужебная утварь и иконы были перенесены из Троицкого собора в молитвенный дом. 31 мая того же года был взорван Троицкий собор с колокольней, позже затоплен. В 1968 году была возведена каменная колокольня при молитвенном доме. В 1985 году на месте молитвенного дома был возведен кирпичный храм. Богослужения в нём шли одновременно с отделочными работами. К великому освящению были приобретены новые колокола, отлитые в Воронеже, храм был расписан. 6 августа 1987 года великое освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери после реконструкции совершил Куйбышевский и Сызранский архиепископ Иоанн (Снычёв; впоследствии митрополит С.-Петербургский и Ладожский). В 1996 году храм был надстроен ввысь, у него появилось 5 куполов. Позже был освящён престол левого придела во имя прп. Серафима Саровского. Таким образом сохранена историческая память о Никольской церкви, которая действовала в Ставрополе с 1944 года до затопления. Храм до конца 80-х годов оставался в Тольятти единственным на всю округу. Его прихожанами также были жители сёл Ставропольского района. Ближайшие от Тольятти храмы были за 40 км в Ташле, 80 км в Сызрани и 100 км в Самаре.Настоятель (с 1981) Казанского храма протоиерей Николай Манихин с 1990 г. по 2002 был благочинным третьего округа из четырех Куйбышевской епархии, в который входила примерно четвертая часть Самарской области, в том числе: Тольятти, Сызрань, сёла Ставропольского, Шигонского, Красноярского, Сергиевского и Кошкинского районов.

Затем открылись храмы в микрорайоне Тольятти Фёдоровка (1989), в с. В. Санчелеево (1991), которые не были до конца разрушены в годы советской власти, и домовые храмы во имя Патриарха Тихона в здании бывшей музыкальной школы в Комсомольском районе города (1991) и в честь Преображения Господня в самом густонаселенном Автозаводском районе Тольятти, который размещался на первом этаже многоэтажного дома (1991). Одновременно началось строительство Преображенского соборного комплекса в Автозаводском районе. В 1994 году был построен храм во имя Иоанна Предтечи. Он стал первым храмом в соборном комплексе в честь Преображения Господня. С этого времени началось активное строительство храмов и открытие домовых церквей во всех районах г. Тольятти, г. Жигулёвска и его окрестностях, а также в сёлах Ставропольского района. В 1997 году в Портпосёлке был создан Воскресенский мужской монастырь. Первый домовый храм и братские келии размещались в зданиях бывшей Земской больницы затопленного Ставрополя. Были открыты не разрушенные до конца храмы дореволюционной постройки в сёлах: Новая Бинарадка (1998), Брусянах (2000), Новое Еремкино (2005), которые на сегодня восстановлены. В 2002 году был освящён Преображенский собор Тольятти, который в настоящее время является кафедральным. 

К 2019 году на территории, которую ныне занимает Тольяттинская епархия, действовали 83 храма, в том числе домовые церкви и молитвенные дома, 21 находился в различной стадии строительства, 1 дореволюционной постройки (в с. Мусорка) восстанавливался. Определением Синода от 9 июля 2019 г. была образована Тольяттинская епархия путем выделения из Самарской и Сызранской епархий. Главой новообразованной епархии был назначен Кузнецкий и Никольский епископ Нестор (Люберанский). 26 сентября того же года Тольяттинскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Глава Русской Православной Церкви посетил в Тольятти храм во имя Трех святителей при Поволжском православном институте им. свт. Алексия, митр. Московского, и провёл встречу с преподавателями и учащимися ВУЗов Самарской области и представителями общественности, а вечером совершил утреню всенощного бдения с чином Воздвижения Креста Господня в Спасо-Преображенском соборе города. 7 октября того же года Синод принял решение передать в каноническое ведение главы Самарской митрополии Поволжский православный институт им. свт. Алексия, митр. Московского, г. Тольятти, а также Свято-Троицкий женский монастырь в с. Ташла Ставропольского района.

Ист.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2019. № 8. С. 9; № 10. С. 10.

Лит.: Овсянников В. А. Ставрополь — Тольятти: Страницы истории. Тольятти, 1996. 2 ч.; Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999; он же. Город Святого Креста (церковная история города Ставрополя — Тольятти), 2007; он же. История Самарской епархии. Тольятти, 2011; он же. История правосл. церковного храмостроительства в Тольятти в 2000–2019 гг. // Поволжский вестник науки. Тольятти, 2020. № 3(17). С. 20–28; Ставрополь — Тольятти: Предыстория. Самара, 2007; Зарницкий Я.И. О. Иоанн Кронштадтский на Волге летом 1894 года, С-Петербург, 1895. С. 73-74; С.В. Краснов. Писатели и Ставрополь на Волге, Тольятти, 2021; Первосвятительский визит в Самарскую митрополию // ЖМП. 2019. № 11. С. 22–25.