История епархии

Территория современной Тольяттинской епархии входила в состав Казанской епархии в 1555-1832 годах, в состав Симбирской епархии в 1832-1850 годах. В 1850 году территория вошла в состав Самарской епархии, которая в 1850-1944 годах именовалась Самарской и Ставропольской, в 1944-1991 – Куйбышевской и Сызранской, в 1991-2017 – Самарской и Сызранской, в 2017-2019 годах – Самарской и Тольяттинской. В 2017-2019 годах часть территории современной Тольяттинской епархии входила в состав Сызранской епархии.

Город Ставрополь был основан В.Н. Татищевым в 1737 году по прошению глав крещеных калмыков князя Петра Тайшина и его жены княгини. Анны Тайшиной для поселения крещёных калмыков и защиты российских рубежей от набегов кочевников согласно указу Императрицы Анны Иоанновны. Одновременно с образованием крепости город и его окрестности заселяли и русские христиане. Земли Самарской Луки, большая часть которых совпадает с административными границами современной Тольяттинской епархии, в XVII веке находились в собственности русских монастырей. При Петре I часть этой территории принадлежала графу А.Д. Меньшикову. Со времён Екатерины II и до октябрьской революции – графам Орловым и их потомкам – Орловым-Давыдовым.

Калмыки прожили в Ставрополе и близлежащих сёлах (улусах) более 100 лет. В 1842 году после Указа Николая I в связи с политическими, экономическими и этническими проблемами они переселились в Оренбургские степи. В 1953–55 годах в связи со строительством Волжского гидроузла город полностью перенесён на современное место. От старого Ставрополя остались неперенесенными здания Земской больницы, находившиеся на возвышенном месте и не попавшие в зону затопления. С 1997 года в них размещается Воскресенский мужской монастырь.

Первой церковью Ставрополя был походный храм в честь Воскресения Христова. Петр I пожаловал изготовленную по собственным чертежам и благословлённую Святейшим Синодом походную церковь в 1725 году новокрещённому Петру Тайшину. Походная церковь состояла из комплекта деревянных брусьев, соединяющихся шарнирами. Брусья при сборке образовывали подобие палатки, крытой тиковым пологом и брезентовым наметом. Церковь была снабжена необходимой утварью и богослужебными книгами. В конце лета 1738 года переселенцы из крещёных калмыков из Астрахани привезли с собой походную Воскресенскую Церковь, которая сначала перевозилась из одного улуса в другой, а в сентябре была установлена близ строящегося храма. В декабре 1738 года в Ставрополе был построен Троицкий собор, ставший одним из первых зданий города. В 1739 году по ходатайству В.Н. Татищева началось возведение нового, более просторного, деревянного пятиглавого Троицкого собора. Построенный собор был освящён в 1743 году. В 1745 году по ходатайству преемника В.Н. Татищева в Оренбургской экспедиции И.И. Неплюева началось строительство нового каменного храма. В 1750 году был построен каменный шестиглавый храм. Храм не отапливался, богослужения совершались в тёплое время года, существовал зимний деревянный Андреевский придел. Действовала школа для калмыцких детей, в которой, кроме калмыцкого и русского языков и грамоты, изучался Закон Божий и Новый Завет. Кроме каменного Троицкого собора в Ставрополе долгое время функционировали ещё две деревянные церкви: в честь Успения Божией Матери с приделом Архангела Михаила и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Оба храма были построены в 1744 году – один в Солдатской слободе, другой – в Купеческой, соответственно попечением служивых людей и местных купцов. В конце XVIII века в Ставрополе действовали четыре храма (походная церковь также действовала, неся миссию христианизации иноверцев Поволжья, в основном мордвы и чувашей), две школы, 39 образованных священнослужителей и учителей. Ставропольские школьники в 1782 году учились по «новой русской гражданской азбуке», напечатанной при Императорской Академии наук. Распространение и внедрение её через духовные учреждения предписывалось правительственными указами. 

Волга постоянно подмывала берега, на которых стоял город, и в начале XIX века, когда возникла угроза подтопления набережной, Троицкий собор было решено перенести. В 1809 году его разобрали и вновь заложили в центре города. Построили в 1813 году каменный и большой, в высоту 31 метр, освятили в 1815 году. Андреевский придел и Рождественскую церковь упразднили и разобрали, как излишние. Деревянная Успенская церковь сгорела в 20-х годах XIX века, на её месте, высоком и людном, недалеко от набережной, в 1827 году построили каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя Архангела Михаила и во имя апостолов Петра и Павла на 1500 человек. В 1901 году Успенская церковь была перестроена и расширена. В 1909 году её прихожанами были 2708 человек ставропольчан и жителей близлежащих поселений. В 1842 году рядом с Троицким собором с западной стороны возвели 55-метровую колокольню. В ней устроили тёплую церковь во имя святителя Николая с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, куда могли поместиться до тысячи человек. Освятил эту церковь в 1843 году епископ Симбирский и Сызранский Феодотий. Иконостас в приделе был установлен из Воскресенской походной церкви, которая прослужила по своему назначению более 100 лет. Позднее установили новый иконостас. Звон колоколов был слышен в округе на 25 километров. В 1905 году, после прославления Серафима Саровского, в Никольской церкви был устроен левый придел в его честь. 

Таким образом, к началу XX века в Ставрополе действовали Троицкий соборный комплекс и Успенская церковь. При ставропольской больнице действовала часовня, в городской тюрьме – домовый храм, где несли служение священники Троицкого собора. Рядом с Успенской церковью с 1892 до 1918 года (последнее упоминание) действовал сиропитательный дом с 33 призреваемыми, в котором была часовня. При Троицком соборе в собственном здании с 1897 года действовала казённая школа для девочек. В ней обучались 135 человек, 45 из которых проживали в общежитии. Заведующим школой был священник. При учебном заведении действовала ещё школа церковно-приходская, где обучали азам грамотности. Всего в Ставрополе на начало 1917 года работали 7 учебных заведений и одна воскресная школа для взрослых. Библиотека Троицкого собора насчитывала свыше 200 томов книг духовного содержания, а также церковную периодику. Приход Троицкого собора состоял как из городских жителей, так и из крестьян близлежащих поселений. Общая численность прихожан в 1909 году составляла 4725 человек. То есть почти все жители города, которых в 1880 году насчитывалось 4265 человек, были прихожанами Троицкого собора. В Ставрополе была своя иконописная мастерская. Ставропольские священники выделялись своей образованностью, воспитанием, подвижничеством. Среди мирян были люди святой, праведной жизни, имена которых оставила людская молва: блаженный Андрей Огородников, блаженный Михаил, старец Василий Курушин, благотворитель Венедикт Розлач, на средства которого был построен сиропитательный дом, и другие.

До середины XIX века посещения Ставрополя Правящими архиереями Казанской, а затем Симбирской епархий были редки. С 1851 года, когда была образована Самарская губерния и учреждена епископская кафедра в Самаре, визиты в Ставрополь архиереев стали более частыми и регулярными. 7 сентября 1824 года Ставрополь посетил император Александр I. Он осмотрел Троицкий собор и калмыцкое казачье войско. В июле 1894 г. Ставрополь посетил протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Он отслужил молебен в Троицком соборе и побеседовал с прихожанами, предсказав затопление города, а также отдал пожертвованные ему деньги, с помощью которых впоследствии, в 1908 году, была построена женская гимназия, просуществовавшая до 1916 года. В ней обучались более 300 девочек из Ставрополя и окрестностей с 1 по 7 класс. 8 класс был педагогическим, по его окончании выдавалось свидетельство о звании домашней учительницы. Среди обязательных предметов был Закон Божий. В сентябре 1833 года в Среднем Поволжье был Александр Сергеевич Пушкин, путешествуя для обозрения тех мест, где происходили главные события пугачёвского восстания, в результате чего появилась «История Пугачёва» и «Капитанская дочка». Исследователи творчества Пушкина предполагают, что он заезжал в село Новое Ерёмкино.

С установлением советской власти из ставропольских храмов под предлогом помощи голодающим были изъята церковная утварь, святыни и начались гонения на священнослужителей, их семьи, монашествующих и верующих мирян. В 1930 году в Ставрополь было переведено управление «Волгострой» и открыт лагерь «Самарлага» для проведения работ по очистке дна будущего водохранилища и переноса населённых пунктов на новые строительные площадки. В числе осуждённых в лагерь попадали священники, многие окончили в нём свой жизненный путь от непосильной работы, побоев и голода. Успенскую церковь закрыли в 1930 году, устроив в здании дом культуры, церковное имущество конфисковали. В начале 30-х были сняты колокола. В 1936 году был закрыт Троицкий собор, в нём организовали зернохранилище. Когда церкви закрыли, верующие стали собираться по домам. 23 октября 1944 года открыли только Никольскую церковь в колокольне, сделав центральным Казанский престол, а правым – престол в честь святителя Николая, Серафимовский придел так и не открыли. Той же участи – разорению, закрытию, гонениям на священнослужителей – подверглись все храмы на современной территории Тольяттинской епархии. Сохранились лишь 6 храмов, находящихся на территории Тольяттинской епархии, которые являются на сегодняшний день объектами культурного наследия. В Тольяттинской епархии проведена большая работа по поиску имен наших земляков, пострадавших за веру в годы политических репрессий. В результате группой неравнодушных мирян было выявлено более 300-от имен священнослужителей, монахов и мирян, репрессированных за свои религиозные убеждения. За всех них регулярно возносится заупокойная молитва. А уроженец села Новая Бинарадка – священномученик Василий Витевский, сидевший в тюрьме и расстрелянный в 37 году, уже канонизирован Русской Православной Церковью в числе собора самарских святых. 

В связи со строительством Куйбышевской ГЭС и переносом города на новое место верующим был выделен земельный участок под строительство молитвенного дома на новом местоположении города. 15 февраля 1955 года небольшой молитвенный дом с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери и правым Никольским приделом был освящён Куйбышевским и Сызранским епископом Иеронимом (Захаровым; впоследствии архиепископ Ростовский и Новочеркасский). Богослужебная утварь и иконы были перенесены из Троицкого собора в молитвенный дом. 31 мая того же года был взорван Троицкий собор с колокольней, позже затоплен. В 1968 году была возведена каменная колокольня при молитвенном доме. В 1985 году на месте молитвенного дома был возведен кирпичный храм. Богослужения в нём шли одновременно с отделочными работами. К великому освящению были приобретены новые колокола, отлитые в Воронеже, храм был расписан. 6 августа 1987 года великое освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери после реконструкции совершил Куйбышевский и Сызранский архиепископ Иоанн (Снычёв; впоследствии митрополит С.-Петербургский и Ладожский). В 1996 году храм был надстроен ввысь, у него появилось 5 куполов. Позже был освящён престол левого придела во имя прп. Серафима Саровского. Таким образом сохранена историческая память о Никольской церкви, которая действовала в Ставрополе с 1944 года до затопления. Храм до конца 80-х годов оставался в Тольятти единственным на всю округу. Его прихожанами также были жители сёл Ставропольского района. Ближайшие от Тольятти храмы были за 40 км в Ташле, 80 км в Сызрани и 100 км в Самаре.

Затем открылись храмы в микрорайоне Тольятти Фёдоровка (1989), в с. В. Санчелеево (1991), которые не были до конца разрушены в годы советской власти, и домовые храмы во имя Патриарха Тихона в здании бывшей музыкальной школы в Комсомольском районе города (1991) и в честь Преображения Господня в самом густонаселенном Автозаводском районе Тольятти, который размещался на первом этаже многоэтажного дома (1991). Одновременно началось строительство Преображенского соборного комплекса в Автозаводском районе. В 1994 году был построен храм во имя Иоанна Предтечи. Он стал первым храмом в соборном комплексе в честь Преображения Господня. С этого времени началось активное строительство храмов и открытие домовых церквей во всех районах г. Тольятти, г. Жигулёвска и его окрестностях, а также в сёлах Ставропольского района. Были открыты не разрушенные до конца храмы дореволюционной постройки в сёлах: Новая Бинарадка (1998), Брусянах (2000), Новое Еремкино (2005), которые на сегодня восстановлены. В 2002 году был освящён Преображенский собор Тольятти, который в настоящее время является кафедральным. 

К 2019 году на территории, которую ныне занимает Тольяттинская епархия, действовали 84 храма, в том числе домовые, 21 находился в различной стадии строительства, 1 дореволюционной постройки (в с. Мусорка) восстанавливался. Определением Синода от 9 июля 2019 г. была образована Тольяттинская епархия путем выделения из Самарской и Сызранской епархий. Главой новообразованной епархии был назначен Кузнецкий и Никольский епископ Нестор (Люберанский). 26 сентября того же года Тольяттинскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Глава Русской Православной Церкви посетил в Тольятти храм во имя Трех святителей при Поволжском православном институте им. свт. Алексия, митр. Московского, и провёл встречу с преподавателями и учащимися ВУЗов Самарской области и представителями общественности, а вечером совершил утреню всенощного бдения с чином Воздвижения Креста Господня в Спасо-Преображенском соборе города. 7 октября того же года Синод принял решение передать в каноническое ведение главы Самарской митрополии Поволжский православный институт им. свт. Алексия, митр. Московского, г. Тольятти, а также Свято-Троицкий женский монастырь в с. Ташла Ставропольского района.

Ист.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2019. № 8. С. 9; № 10. С. 10.

Лит.: Овсянников В. А. Ставрополь — Тольятти: Страницы истории. Тольятти, 1996. 2 ч.; Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999; он же. Город Святого Креста (церковная история города Ставрополя — Тольятти), 2007; он же. История Самарской епархии. Тольятти, 2011; он же. История правосл. церковного храмостроительства в Тольятти в 2000–2019 гг. // Поволжский вестник науки. Тольятти, 2020. № 3(17). С. 20–28; Ставрополь — Тольятти: Предыстория. Самара, 2007; Первосвятительский визит в Самарскую митрополию // ЖМП. 2019. № 11. С. 22–25.