Пасха, 2021 год

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ЕПИСКОПА ТОЛЬЯТТИНСКОГО И ЖИГУЛЁВСКОГО НЕСТОРА
клиру, монашествующим и всем верным чадам
Тольяттинской епархии Самарской митрополии
Русской Православной Церкви


Всечестные пастыри и диаконы,
монашествующие и миряне,
дорогие братья и сёстры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Однажды пророк Ветхого Завета, царь Давид Псалмопевец, обратился ко Господу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!» (Пс. 42; 3–4) Этими словами автор Псалтири выразил чаяния древнего мира о пришествии на землю Освободителя, Мессии – Того, Кто мог бы изменить ход всей истории и даровать человечеству надежду на спасение.

Древний мир... Точнее не скажешь. Слово «древний» является однокоренным со словами «древо», «дерево». Думаю, здесь уместно вспомнить и то, что древо цивилизаций пошло от общего корня – прародителей человечества Адама и Евы. Дерево, становясь высоким и сильным, набирает годовые кольца, грубеет, обрастает корой. Так и древний мир: хоть он и развился интеллектуально, накопил знания, опыт, материальные ценности, однако не смог преодолеть грех, злобу, войны и страдания. Так бывает, что величественный исполин начинает болеть, чахнуть, сохнуть – и в живых остаются лишь редкие зелёные ветви. Такова судьба древнего мира, увы! Немного осталось в нём верующих, помнивших истинного Бога и свято поклонявшихся Ему. Понимая, что дерево цивилизаций умирает, праведники воззвали к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою». Говоря о своём народе, царь Давид просил Всевышнего: «Из Египта перенёс Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил её; очистил для неё место, и утвердил корни её... Боже сил! Обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя» (Пс. 79; 9–10, 15–16).

Сегодня мы радостно и торжественно можем сказать, что сбылась надежда ветхозаветных праведников. Из слов пророка Исаии, подтверждённых Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, следует, что Сын Божий пришёл в мир «благовествовать нищим... исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4, 18). Спаситель мира говорит о Себе как о новой лозе, которая пришла на смену древней, засыхающей: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь... Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нём, тот приносит много плода... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин. 15; 1, 4–5, 7).

Эти драгоценные для нас слова Господь Иисус Христос произнёс незадолго до Своих мучений. Казалось бы, распятие могло сделать эту истину несбыточной: Христос-Лоза по человеческим законам должен был погибнуть, ибо в мире порока и лжи царила смерть. Но сила Вседержителя в том и проявляется, что Бог способен не только исцелить больного, вернуть зрение слепому, освободить бесноватого от дьявольского насилия, но и разрушить оковы смерти. Вот что главное! Истинная Лоза даёт возможность не только родным ветвям питаться её соком, но и диким ветвям – язычникам – привиться к Источнику жизни.

Мы все привиты через апостольскую веру во Святую Троицу, через проповедь о Воскресшем Христе. Это накладывает особые обязательства, призывает быть участниками Нового Завета, служителями Слова, через добрые дела проповедовать Божью благодать, светить миру. Если мы пребудем с Богом, то Он воплотит все благие желания, наполнит жизнь смыслом, вернёт в гармоничное состояние, подарит душе не только радость, но и вечное спасение. Другими словами, мы будем пребывать бесконечно с Источником жизни, Небесным Отцом, наполняя бессмертие неизречённой любовью и счастьем.

Нам остаётся лишь удивляться величию Господней благодати, Его бесконечному человеколюбию, долготерпению, милосердию и любви. Как уместны сегодня слова апостола язычников, великого Павла, которыми я и хочу завершить пасхальное послание: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. (Рим. 11; 33–36)

+НЕСТОР

ЕПИСКОП ТОЛЬЯТТИНСКИЙ И ЖИГУЛЁВСКИЙ

Град Тольятти,

Пасха Христова, 2021 год