Пасха, 2024 год

4 мая 2024

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

ЕПИСКОПА ТОЛЬЯТТИНСКОГО И ЖИГУЛЁВСКОГО НЕСТОРА

клиру, монашествующим и всем верным чадам

Тольяттинской епархии Самарской митрополии

Русской Православной Церкви

сайт2.jpg

Всечестные пастыри и диаконы, монашествующие и миряне,

дорогие братья и сёстры!

Исполняя заповеданную нам святыми апостолами, самовидцами Слова, миссию благовествования Евангелия всему миру, обращаюсь к вам с древним жизнеутверждающим приветствием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Из глубины веков торжественно и ясно, разгоняя тьму и озаряясь Божественным светом, звучит по миру гимн Воскресения Христова. Находясь сегодня в храме Божьем и слушая восхитительные песнопения праздника Пасхи, мы трепетно переживаем чудесное событие, произошедшее около двух тысяч лет назад. Это было на заре, когда лучи солнца только начали пробивать небесную тьму. Момент Воскресения Господа никто из земнородных не увидел. Наверное, люди не могли греховными очами лицезреть величественное восхождение Бога на небеса. Одни были ослеплены злобой, другие окаменели сердцем, обагрив руки в крови Праведника, а кто-то оказался в такой сильной скорби, что горечь утраты Божественного Учителя затмила их душевные очи, лишив восприятия Таинства Искупления. Языческие народы – словно младенцы – спали, ожидая пробуждения в эру Нового Завета.

Всё это было предрешено божественным замыслом, равно как и юдольная миссия Спасителя. О Нём когда-то давно, в далёкой древности, сказал, исполненный болезней и уничижения, Многострадальный Иов: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19, 25­–27). В этих словах запечатлено удивительное свойство вездесущия и всемогущества Божьего! О Нём писали пророки, словно видели Его. Вот что говорит о Христе Исайя, которого по достоинству называют пятым евангелистом: «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни... изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нём, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих... Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его... Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53; 4–5, 7, 9, 11–12).

Всё сказанное относится к страданиям Господа Иисуса Христа, которые Он претерпел, чтобы искупить грехи мира. Поражает не только точность изречённых почти за семьсот лет до исполнения пророчества слов, но и великое милосердие, сострадание, любовь к человеческому роду, нелицеприятие, правда, которым Бог верен всегда.

А ещё Бог – незаурядный Художник. Он словно смеётся над злом и сатаной, решившим уничтожить «благодать и истину»[1]. Действительно, Исайя говорит, что Спаситель был причтён к злодеям, но на самом деле в тот момент, когда страдал телесно на Кресте, Он стал ходатаем за кающихся грешников, уничтожил царство дьявола и разрушил ад. Бог словно со стороны смотрит на происходящее, оставаясь вполне бесстрастным. Его отрешённости удивились даже ближайшие ученики Лука и Клеопа, которые убегали из Иерусалима после страшной казни. Клеопа, узнав, что примкнувший к ним Странник не в курсе событий, спросил: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти дни?» (Лк. 24, 18) По пути в Эммаус Спаситель открыл им духовные очи, указал на пророчества, которые сбылись на Нём, и в конечном итоге явил им Себя, приобщая к радости Своего Воскресения.

Ещё и ещё раз мы убеждаемся в богочеловеческой природе Христа. Как точно звучит богословская формула о Его вездесущии и всемогуществе, которую со славянского можно перевести примерно так: «В гробнице телом и в аду – душой как Бог, в раю – с разбойником и на престоле – со Отцом и Духом Ты пребывал, Христе, всё наполняя, необъятный»[2].

Нас покоряет это Божье пребывание везде и во всём, Он убеждает нас, не видевших Его распятия и воскресения, в истинности событий через исполнение предсказанного, логическую стройность, простоту и мудрость, с которыми всё совершилось в урочный день и час. Ученики, ближайшие знатоки Христовых слов и поступков, не могли представить того, что задумал Сын Божий для нашего спасения. Своим трусливым поведением они показали, что даже не догадывались о божественном замысле, а Он неоднократно о нём намекал. Здесь уместно вновь вспомнить пророка Исайю, который от лица Господа произнёс: «Мои мысли ‒ не ваши мысли, ни ваши пути ‒ пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8–9).

Если рождение Сына Божьего во плоти, чудеса исцеления, преображение на Фаворе, страдания и Воскресение, а также Вознесение и ниспослание миру Святого Духа ‒ всё это совершено ради нашего спасения, то какими должны быть мы, Его наследники? Вспомним, что Христос послал обетование Отца Небесного на апостолов, а через них, облёкшихся «силою свыше» (Лк. 24, 49), и на всё новозаветное человечество. Так вот, нам следует возрадоваться милости Божьей и не только с благодарностью, но и с высокой степенью ответственности нести звание христианина. Святой апостол Павел говорит, что Дух Святой «свидетельствует духу нашему, что мы ‒ дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 16–17). Очень важно обратить внимание на это «если». Если мы со Христом и поступаем, как Он, – стоим за правду, исполняем Его заповеди, пребываем в благочестии и творим добрые дела, – тогда мы можем рассчитывать на Его помощь, заступничество, как об этом сказал апостол язычников: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8, 34).

Будем уповать на Господа, благодарить за несказанные милости, хранить в сердце Его божественный свет – свет чистоты и правды, свет вечной гармонии и красоты, свет безусловной любви и милосердия, свет жизни и воскресения. Пусть радость о Христе Спасителе пребывает в вас, преображая душу и оживляя дух. Благодать воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, благоволение Бога Отца и утешение Святого Духа да будут со всеми вами!

[1] Светилен Крещению Господню

[2] Часы пасхальные

   

+НЕСТОР

ЕПИСКОП ТОЛЬЯТТИНСКИЙ И ЖИГУЛЁВСКИЙ

Град Тольятти,

Пасха Христова, 2024 год