Храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы
В храмовый комплекс входят: 3-х престольный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с южным приделом во имя святителя Николая и северным приделом во имя преподобного Серафима Саровского
- домовый крестильный храм блаженной Ксении Петербургской с причтовым домом
- церковная лавка с административным зданием
Расположен в северной части Центрального района Тольятти на пересечении улиц Ленина и 50 лет Октября. Богородично-Казанский храм и церковная лавка открыты ежедневно с 8.00 до 18.00, воскресные и праздничные дни с 6.00 до 18.00. Храм блаженной Ксении открыт во время совершения таинства Крещения.
Адрес: РФ, Самарская обл., г. Тольятти, проезд Вавиловой, 2
Электронная почта: hram-kazan@tltepar.ru
Сайт: http://hram-kazan.tltepar.ru/
Страница в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/centrblag_tltepar
Виртуальный тур: https://tltepar.ru/3d/hram-kazan.html
Требы-онлайн: https://hram.tainstva.ru/1644754317
ИСТОРИЯ
Центральный район города Тольятти начал формироваться в 50-е годы XX века, в период строительства Волжского гидроузла, при переносе жилых домов города Ставрополя-на-Волге из будущей зоны затопления на новое место. В отличие от остальных районов города, в Центральном частные дома находятся не на периферии, а в центре, и окружены многоэтажной жилой застройкой, возведённой в 60-е годы.
Здесь сохранились два деревянных исторических объекта, связанных с городом Ставрополем: дом семьи ставропольчан Стариковых по ул. Советской, 39 – это первый дом, перенесённый из зоны затопления 1 мая 1953 года, и дом по улице Советской, 38А – бывший купеческий дом, в котором в начале 1950-х годов размещались кинотеатр города и детская библиотека. Два этих здания стали базой для музейно-выставочного и мемориального комплекса «Наследие». Здесь можно получить исчерпывающую информацию о переносе города из зоны затопления и побывать в атмосфере старого Ставрополя на тематических выставках. В Центральном районе на бульваре Ленина, 22 находится Тольяттинский краеведческий музей. Здесь можно узнать всё об истории и культуре края и города.
Центральный район – исторически сложившийся административный центр городского округа. Здесь расположены Тольяттинская городская дума, администрация города. Большинство зданий района и застройки центра – сталинского и хрущёвского периодов. Именно в Центральном районе находится большинство исторических памятников Тольятти.
в центре района на Площади Свободы установлен монумент с барельефами наших земляков, которыми названы улицы города – героев Великой Отечественной войны: лётчика Виктора Носова, пехотинца Василия Жилина, моряка Евгения Никонова, а также первого председателя горисполкома Василия Баныкина, убитого в 1918 году;
ансамблем истории и культуры регионального значения являются здания застройки Площади Свободы – 2, 4, 9 – 1950-х годов постройки. В них размещаются администрация города, администрация Ставропольского района и театр кукол;
также в центре района находится здание Народного суда, которое является памятником истории и культуры из-за декора фасада.
В Центральном районе сосредоточены образовательные и культурные организации города.
До конца 80-х годов в Центральном районе был единственный действующий храм на весь город Тольятти и окружающие его сёла. Его прихожанами были верующие со всего города и многих сёл Ставропольского района. В начале 90-х годов были дни, когда в день крестили по 200 человек и венчали по 30 пар. Ближайшие от Тольятти храмы были за 40 км в Ташле, 80 км в Сызрани и 100 км в Самаре.
Сегодня в Центральном районе действуют 14 храмов, 2 часовни и 3 молитвенных комнаты, в том числе в монастыре, больницах, исправительных учреждениях и на кладбищах. Ещё два храма строятся: во имя мученицы Татианы при Тольяттинском государственном университете и во имя святителя Луки Крымского при ТГКБ № 2 имени В.В. Баныкина. Их объединяет Центральное благочиние Тольяттинской епархии. Границы благочиния совпадают с административными границами Центрального района.
Храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Центральном районе был первым и долгое время оставался единственным. Он является историческим правопреемником Троицкого собора, заложенного в 1737 году при основании города Ставрополь-на-Волге и возведённого в 1738 году. Троицкий собор был одним из первых зданий города. За свою более чем двухсотлетнюю историю собор неоднократно перестраивался и даже переносился на другое место. С западной стороны рядом с собором в 1842 году была построена колокольня, в которой устроена Никольская церковь. Вначале в Никольской церкви был правый придел в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а после прославления Серафима Саровского устроен левый придел. Кроме городских жителей, прихожанами соборного комплекса были жители близлежащих деревень. В 1936 году Троицкий собор и Никольскую церковь закрыли, устроив здесь зернохранилище, в 1944-м – открыли только Никольскую церковь, сделав центральным Казанский престол, а правым – престол в честь святителя Николая, Серафимовский придел так и не открыли. 31 мая 1955 года – в связи с образованием водохранилища – соборный комплекс взорвали, так как его высокая колокольня могла мешать судоходству.
При переносе города на новое место церковной общине по просьбам верующих городская власть выделила участок земли под строительство молитвенного дома. 15 февраля 1955 года небольшой молитвенный дом (всего 24 на 9,2 кв. м) с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери и правым Никольским приделом был освящён епископом Куйбышевским и Сызранским Иеронимом (Захаровым).
В конце 1960-х местные власти дали разрешение пристроить к молитвенному дому колокольню. А к 1985 году на месте молитвенного дома был возведён кирпичный храм. Богослужения в нём шли одновременно с отделочными работами. К великому освящению были приобретены новые колокола, отлитые в Воронеже, храм был расписан. Великое освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери после реконструкции совершил архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычёв). Это событие произошло 6 августа 1987 года. В 1996 году храм был надстроен ввысь, у него появилось пять куполов. Позже был освящён престол левого придела в честь Серафима Саровского. Таким образом сохранена историческая память о Никольской церкви, которая действовала в Ставрополе с 1944-го года до затопления.
Первый настоятель молитвенного дома протоиерей Георгий Никитин постарался спасти и перенести из прежнего храма затапливаемого Ставрополя всё, что было возможно: богослужебные предметы, иконы, церковную утварь. В Богородично-Казанском храме и по сей день хранится Евангелие из старой церкви и иконы: Казанской Божией Матери, Иерусалимская, Скоропослушница, святителя Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также Распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом.
В своё время настоятелями прихода были протоиереи Георгий Никитин, Евгений Зубо́вич, Вячеслав Тарасов, Валерий Марченко. Тёплые воспоминания и добрую память у людей оставили архимандрит Герман (Пензин) и протоиерей Гавриил Бильчук, прослужившие в храме несколько десятилетий. С 1981 года и по сей день настоятелем Казанского храма является митрофорный протоиерей, почётный гражданин города Тольятти, благочинный Центрального округа Тольяттинской епархии отец Николай Манихин. Именно при нём храм приобрёл свой современный вид. Казанский храм стал школой для духовенства города. Сегодня в Тольяттинской епархии служит большое количество священников и диа́конов, начавших свой путь в стенах Казанского прихода и считающих его своей alma mater.
Храм посетил в 1985 году 12 декабря митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер, будущий Патриарх Московский и всея Руси). Будучи Патриархом, он посетил храм повторно 14 октября 1999 года. Оба посещения были в рамках визита в Самарскую епархию. Об этих событиях на западной стене внутри храма установлены памятные таблички.
Первыми певчими в молебном доме Казанской иконы Богородицы были певчие из храма затопленного Ставрополя, в их числе матушка отца Евгения Зубо́вич, регентовал Анатолий Прокопьевич Губский. Все они приходили в возраст. Владыка Иоанн (Снычёв) решил обновить хор и в 1985 году командировал в Тольятти выпускницу Ленинградской духовной академии Галину Ивановну Петрову. В своё время она закончила регентские курсы, открытые епископом Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Она сформировала певческий коллектив из 24-х профессионально поющих жителей города, организовала их обучение певческому искусству, стала первым регентом хора и заложила традиции. Параллельно в храме пел хор из 24 человек – непрофессиональных, но воцерковлённых певцов под управлением матушки клирика Казанской церкви отца Валентина Кудинова – Тамары Васильевны. Позже из двух хоров был организован один, которым управляли Татьяна Васильевна Коновалова и Татьяна Юрьевна Фудимова. В 2005 году состав коллектива был обновлён, и его руководителем стала Елена Николаевна Лисенкова. Елена Николаевна – дочь настоятеля храма протоиерея Николая Манихина, закончила Самарскую государственную академию культуры и искусств по специальности дирижёр-хормейстер.
Придел Серафима Саровского устроен также в память о приделе, который был освящён в Никольской церкви затопленного Ставрополя после обре́тения мощей и прославления Серафима Саровского в начале 20-го века. После закрытия храма в 1936-м году и открытия вновь в 1944-м году этот придел так и не открыли. Только после реконструкции Казанского храма в Тольятти был устроен и в 2004-м году 19 декабря освящён архиепископом Самарским и Сызранским Сергием (Полеткиным) престол в честь преподобного Серафима Саровского.
Таинство Крещения совершается в крестильной церкви, которая находится в отдельном здании храмового комплекса. Она расположена на 2-м этаже административного корпуса. Ксениевский храм был устроен в 1989 году специально для совершения таинства Крещения. Открыт он только во время совершения этого таинства.
АРХИТЕКТУРА
В храмовый комплекс входят:
· 3-х престольный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с южным приделом во имя святителя Николая и северным приделом во имя преподобного Серафима Саровского
· домовый крестильный храм блаженной Ксении Петербургской с причтовым домом
· церковная лавка с административным зданием
Проект Казанской церкви в её современном виде был разработан Тольяттинским филиалом Куйбышевского института «Облжилкоммунпроект». Храм корабельного типа выполнен в традициях русского стиля, популярного во второй половине XIX века. Дробная структура фасада позволила заимствовать приёмы и детали древнерусского зодчества, с использованием в оформлении коко́шников, арок, гирек, аркаурных поясов, киотцев и тя́нутых карнизов, которые удачно сочетаются с красным кирпичом. Стены храма и колокольня выполнены сложной рельефной кладкой с узорчатым старинным орнаментом. В нишах расположены мозаики, изображающие воскресшего Христа и сцену Крещения Господня. Цоколь храма выполнен из гранита.
Пять медных куполов шлемовидной формы символизируют Христа и четырёх евангелистов. Восьмигранный барабан центрального купола прорезан шестнадцатью арочными окнами. Завершения наличников и рельефных деталей фасада покрыты зелёным металлом, который гармонирует с цветом кирпичных стен.
Центральный алтарь выделен апси́дой, она имеет гранёную форму. В ней расположены три арочных окна в прямоугольных наличниках на разной высоте. Алтарную часть с внешней стороны украшает величественная икона Божией Матери.
К центральной апси́де примыкают апсидио́лы – они намного ниже апси́ды и имеют криволинейную форму. В них расположены сторожка и тамбур.
Над главным входом находится трёхъярусная колокольня, увенчанная шлемовидным медным куполом с крестом. Колокольня имеет восьмигранную форму и четыре арочных проёма. Высота колокольни составляет 33 метра, по числу земных лет Спасителя.
В храм имеется четыре входа – главный западный, два боковых: северный и южный и с востока – служебный. Боковые входы выполнены в виде арочной сени и увенчаны куполом с крестом. Главный вход проходит под колокольней. Перед дверями расположена паперть.
Внутри храма – просторный притвор, который освещается сдвоенным окном. Из притвора через зауженный проход вход в основную часть храма.
Богородично-Казанский храм имеет центральный престол, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери с приставным престолом во имя Ксении Петербургской, левый придел – в честь преподобного Серафима Саровского и правый – в честь святителя Николая Чудотворца. Наличие приставного престола даёт возможность совершать две Литургии в день в большие праздники и воскресные дни.
В интерьере можно отметить следующие архитектурные особенности. Центральная часть храма достаточно просторна и разделена на три не́фа шестью колоннами квадратного сечения, на которые опираются сводчатые потолки. Центральный неф имеет пролёт шириной 7,5 м, боковые – 3,8. Храм освещается через восемь высоких арочных сдвоенных окон с севера и юга и через окна барабана сверху. Общий трёхрядный деревянный резной позолоченный иконостас, выполненный в стиле 19-го века, отделяет три алтаря от основной части храма. К солее ведут три мраморных ступени.
И стены, и потолки, и колонны покрыты росписью на библейские сюжеты. Автор росписи – сызранский иконописец Сергей Васильевич Саксонов. Светлые мраморные полы в сочетании с росписями придают интерьеру торжественный, праздничный вид. Многоярусное паникадило своим освещением создаёт особую атмосферу праздника во время ключевых моментов богослужения.
Вместимость храма рассчитана на 600 человек. Для облегчения посещения служб для пожилых и немощных прихожан установлены лавки и стаси́дии. На противоположной стороне от алтаря, в верхнем ярусе западной стены, располагаются хо́ры – балкон внутри церкви, на котором находятся во время богослужений певчие.
На территории храмового комплекса расположено трёхэтажное здание, где на первом этаже находится церковная лавка, на втором – два больших зала для проведения занятий воскресной школы и огласительных бесед для будущих крёстных родителей. С 1991-го по 2008-й год на этаже находились келии Знаменской богадельни, рассчитанной на 20 человек, в которых жили монахини и одинокие пожилые прихожанки, многие годы посвятившие служению в храме.
На храмовой территории построен двухэтажный административный корпус, в котором на первом этаже размещается просфорня, а на втором – крестильный храм во имя блаженной Ксении Петербургской и административные помещения.
Территорию обрамляет красивая чугунная ограда, которая придаёт архитектурному ансамблю строгий законченный вид. Имеются двое въездных ворот.
СВЯТЫНИ
Основной святыней храма является Казанская икона Пресвятой Богородицы, расположенная слева на солее в напольном киоте. Образ перенесён из храма, находившегося в затопленном позже Ставрополе. Справа на солее в напольном киоте располагается старинная икона Господа Вседержителя. Она из одного из закрытых в советские годы сельских храмов Ставропольского района.
В храме бережно хранится множество святых икон и частиц мощей, доступных для поклонения верующим.
В Никольском приделе перед алтарём находится образ Николая Чудотворца, принесённый из старого храма. На правой стороне расположены также иконы: Божией Матери «Знамение», «Неувядаемый цвет», «Скоропослушница», великомученика и целителя Пантелеи́мона, Иоанна Предте́чи, апостола Петра, Алекси́я, человека Божия, Всех святых. Иконы «Скоропослушница» и Иоанна Предте́чи – из старого ставропольского храма.
В приделе преподобного Серафима Саровского возле алтаря находится старинный образ преподобного старца. А чуть дальше по левой стороне – ростова́я икона в напольном киоте преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского – наследие из старого храма затопленного Ставрополя.
С левой стороны центральной части храма расположены в напольных киотах иконы: Божией Матери «Неопалимая Купина», «Иерусалимская», «Всецарица», «Умягчение злых сердец», Архангела Михаила, Илии Пророка, Царственных страстотерпцев, Митрофана Воронежского.
Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы также перенесена из старого ставропольского храма.
ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
21 июля, 4 ноября (основной) – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
19 декабря (основной), 22 мая – престольный праздник придела во имя Николая Чудотворца.
1-го августа (основной), 15 января – престольный праздник придела во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
МИССИОНЕРСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Настоятель храма протоиерей Николай Манихин – руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и его заместитель – клирик храма иерей Михаил Жёлтиков – участники всех городских и общественных мероприятий, на которые приглашаются представители Церкви.
В храме зародилось фестивальное движение областных фестивалей Тольяттинской епархии «Вифлеемская звезда» и «Пасхальная капель». Оно объединило взрослых и детей, образовательные и культурные учреждения не только города Тольятти.
При храме действуют воскресная школа для детей, руководит которой Серафима Станиславовна Ильина – режиссёр областных фестивалей Тольяттинской епархии «Вифлеемская звезда» и «Пасхальная капель».
Курсы церковного пения и курсы церковного чтения ведут для всех желающих клирик храма иерей Михаил Жёлтиков и его супруга Юлия. Клирик Казанского храма иерей Вячеслав Гришин – руководитель молодёжного отдела Тольяттинской епархии и молодёжного клуба «Тихий ветер», который действует при Казанском храме.
Источник: https://tltepar.ru/khramy-i-svyatye/virtualnye-tury-po-khramam/