Фасад монастырского храма украсило мозаичное панно

Фасад монастырского храма украсило мозаичное панно
30 декабря 2019

30 декабря 2019 года в Воскресенском мужском монастыре Тольятти на фасадную стену храма в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" было установлено мозаичное панно с изображением одноимённого образа Пресвятой Богородицы.

Мозаичный образ площадью 8 квадратных метров для украшения церкви был изготовлен семьёй тольяттинских художников- мозаичников Александром и Натальей. Панно собиралось в мастерской "СвятЛица" около года.

Работы велись по благословлению архимандрита Гермогена (Крицына), наместника Воскресенского мужского монастыря. Отец наместник вдумчиво и детально отслеживал все этапы исполнения.

Мозаичное панно было выполнено на средства благотворителя Максимова Олега Григорьевича, его супруги и детей Глеба Олеговича и Владимира Олеговича. Это поистине воцерковлённые и духовно наполненные люди, которые делали всё, чтобы процесс создания был успешным и не прерывался. Вариантов художественного решения было много, но выбранный образ оказался предпочтительнее. 

Подготовительные работы по обезжириванию поверхности фасада нового храма выполнил завод "Тольяттиазот", дважды на безвозмезной основе предоставивший вышки для высотных работ.

Монтаж панно благотворительно осуществила тольяттинская организация "Теплоизоляция". Её силами, техникой и монтажниками, образ Божией Матери был установлен на 7,5 метровую высоту центрального фасада храма.

Семейная мастерская "СвятЛица" работает по благословению митрополита Сергия более 10 лет. За этот период выполнено более 50 образов на храмах Самарской, Ульяновской области, Мордовии, Татарии.

По словам художников- мастеров, мозаичное панно иконы Пресвятой Богородицы "Отрада и Утешение", собиравшееся в мастерской "СвятЛица" почти год, стало как бы его духовной частью. Особенно нравилось изображение маленьким посетителям. Много детских ладошек касались его, пока образ находился в мастерской. Даже когда мозаику увезли на монтаж, прориси остались на стене, словно связь с иконой не прервалась.

Кроме выполненной иконы предполагаются и отработаны на уровне эскизов последующие мозаики на новом монастырском храме. Но воплощение их - промысел Божий и конечно активное участие православных благотворителей нашего города.

***

Мозаика - одна из сложнейших техник в искусстве. Как вид монументально-декоративной живописи она древнее, чем витраж: мозаичные панно широко использовались в Древней Греции, Риме, Египте. Расцвета мозаичное искусство достигло в Византии, но из-за дороговизны материалов на Руси этот вид декора большого распространения поначалу не получил. Тем не менее известны мозаики в киевских храмах Святой Софии (1043–1046) и Архангела Михаила (1108–1113).

Подлинный отец русской мозаики – М.В. Ломоносов. Созданные им технологии производства стекла и смальты и построенные по его инициативе мануфактуры позволили получать качественный и относительно дешевый материал для творчества российских мастеров. Мозаику в смальте второй половины XIX – начала XX века можно увидеть в храме Спас на Крови и в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге, а также в церквях Новгорода, Костромы, Чернигова. Одна из наиболее значительных мозаик создана в Храме Христа Спасителя в Москве.

Сегодня искусство мозаики, особенно в оформлении храмовой архитектуры, очень востребовано. Ведь преимущество мозаичных панно – в их долговечности. Так, интерьер Софийского собора в Киеве сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века.