Взаимодействие Церкви и школы формирует будущее здоровое общество, способное продолжать нести миру нравственные, евангельские идеалы

Взаимодействие Церкви и школы формирует будущее здоровое общество, способное продолжать нести миру нравственные, евангельские идеалы
24 января 2020

24 января 2020 года в Москве, в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя, на пленарном заседании научно-практической конференции, проходящей в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, епископ Нестор выступил с докладом на тему: "Православная культура как вектор развития русской цивилизации".

В этом году Рождественские чтения посвящены 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и носят название "Великая победа: наследие и наследники".

26 января состоится открытие этого общественного форума, на котором соберутся представители всех епархий Русской Православной Церкви. Но уже сегодня начались работы по различным направлениям.

В одном из направлений – "Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации", 24 января состоялось пленарное заседание и первая, теоретическая часть XII Научно-практической конференции "Моделирование социокультурного системного развития школы в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества" (Проект "Будущее наследие"). Управляющий Тольяттинской епархией епископ Нестор возглавляет эту научную конференцию.

Епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор приветствовал участников собрания и предложил их вниманию доклад на тему: "Православная культура как вектор развития русской цивилизации". В своём выступлении он отметил важность взаимодействия Церкви и школы в формировании будущего нравственно и духовно здорового общества нашей страны, члены которого продолжат нести нравственные, евангельские идеалы миру.

Также председатель конференции не обошёл вниманием события последних дней – Послания Президента страны Федеральному Собранию и принятию Госдумой законопроекта о поправках к Конституции Российской Федерации. В частности предложено дополнить статью 70 Основного закона страны о флаге, гербе, гимне и столице следующим пунктом: "Культура России является уникальным наследием многонационального народа. Она поддерживается и охраняется государством".

По словам епископа Нестора, такое внимание государственной власти к культуре своего народа свидетельствует о том, что сегодня страна стоит на пороге новой истории, выбора, который связан с её идентичностью, жизнеспособностью, умением находить внутренние силы для преображения и продолжения нести нравственные, евангельские идеалы миру.

" Православие, как движущая сила народного самосознания, определяет вектор развития истории и русской цивилизации. Все остальные идеи могут дополнять основную, но не подменять её.

Как только мы обращаемся к словам "патриотизм", "экономический рост", "благосостояние", "здоровьесбережение", "единство" – все эти слова без главной идеи, без "соли" евангельской, новозаветной, не имеют ни цены, ни смысла, ни будущего. Современная жизнь европейских государств тому доказательство и наглядный пример. Внешнее благополучие без серьёзных, онтологических базисов, приводит к вырождению общества. При чём превращение его в потребительское общество – это лишь первые круги ада, который устраивает человек на земле, приготавливая самое страшное грядущим поколениям, в которых многие гуманисты надеются увидеть идеал, сверхчеловечество.

Сверхчеловечество – это общество, которое превзошло греховность, с помощью Творца очистило Богом данный образ, обожилось, стало таким, каким его называет Церковь – преподобным, то есть вполне усвоившим и образ, и подобие Божии. Культура народа как квинтэссенция главнейших законов бытия человека, охранения его от отрицательного опыта, от смертельной опасности (включая и духовную сферу), культура как экология духа, хранительница традиций и без-опасного (без опасностей) следования по жизненному пути через соблюдение норм и правил человеческой морали, даёт нам не только направление развития, но и само будущее, о котором Священное Писание говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9), а святой Андрей Критский добавляет, что «предвосхищают его (это будущее, Царство Божие) фарисеи, и мытари, и прелюбодеи кающиеся» (Вел. канон, песнь 9).

То есть ещё здесь, на земле, через покаяние, труд над собой, человек может предвкусить будущее, обещанное Сыном Божиим блаженство. И кто как ни школа, которая реализует общественный заказ на образование и воспитание, должна научить этому! Кто должен передать знания и культурные традиции следующим поколениям?

Церковная иерархия, лишь как малая часть большого церковного организма, не способна в одиночку, проповедуя с амвона, справиться с этой задачей. Поэтому мы с вниманием смотрим на современную школу, хватает ли ей сил, чтобы передать наш культурный код молодёжи", – сказал владыка Нестор, обращаясь к слушателям.

Он пожелал участникам конференции плодотворной работы, поделиться своим успешным опытом, сформулировать основные идеи современного православного образования и воспитания и постараться найти такие методики, которые сформулированные идеи смогли бы эффективно внедрить в учебный и воспитательный процесс.

С докладами, содержащими мысли о нашей духовной культуре, её истории, месте в современном обществе, преломлении в сферы образования, также выступили:

Бабурин Сергей Николаевич, д. юр. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, вице-президент Международной ассоциации фондов мира, председатель Международного Славянского Совета, президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, член Союза писателей России. 

Хавченко Елена Владимировна, руководитель экспертного совета образовательной системы «Русская Классическая Школа», руководитель рабочей группы по образованию Общественного совета при уполномоченном по правам ребёнка РФ, директор МБОУ «СОШ № 7 им. А.В. Мокроусова с углубленным изучением английского языка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Тема доклада: "Русская классическая школа в современном мире".

Игумен Иоанн (Рубин), ректор Николо-Угрешской Духовнойсеминарии, кандидат богословия. Тема доклада: "Патриотизм и педагогическое наследие равноапостольного Николая Японского. Опыт изучения и издания трудов святителя".

Абраменкова Вера Васильевна, д. психол. н., гл. н. с. лаборатории антропологических основ профессионального развития педагогов Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, член Союза писателей России, член Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, член Общества во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги. Тема доклада: "Воспитание гражданской позиции в детском возрасте".

Кормилицын Денис Александрович, учитель истории и заместитель директора по учебной работе МОУ «Ивановская СОШ» (Борисоглебский р-н, Ярославской обл.).Тема доклада: "Методика погружения в исторические эпохи как эффективное средство системно-деятельностного подхода к изучению истории Отечества и духовно-нравственного воспитания".

Священник Александр Кузнецов, к. эк. н., клирик храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, ответственный за образовательную деятельность в Западном викариатстве г. Москвы, руководитель проекта "Имя России". Тема доклада: Проект "Имя России" (программа по духовно-нравственному воспитанию школьников).

Попова Елена Германовна, к. филос. н., руководитель Центра защиты семьи «Колыбель» при социальном отделе Екатеринбургской епархии, доцент Уральского федерального университета. Тема доклада: «Духовно-нравственная, семейно-ориентированная программа "Молодая элита России" как модель формирования семьянина, патриота и гражданина".

Сергеев Александр Сергеевич, к.т.н., доцент, руководитель группы разработчиков электронных образовательных ресурсов по истории для школы, действительный член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Тема доклада: "Комплекс электронных ресурсов по Истории России и Всеобщей истории как современный подход к социокультурному развитию школьников 5-11 классов. Уникальные исторические материалы из ведущих государственных музеев, архивов и частных коллекций на компьютере каждого".

Лещёва Татьяна Ивановна, директор НОЧУ "Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского"; Минакова Наталья Александровна, зам. директора; Майборода Елена Александровна, учитель начальных классов. Тема доклада: "Модель непрерывного дошкольного и начального общего образования и совершенствование преемственности на основе материалов образовательного проекта "Русская классическая школа".

Вторая, практическая, часть конференции пройдёт 28 января в Православном Центре непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского Москвы.