Поощрение от архипастыря

Поощрение от архипастыря
20 февраля 2022

20 февраля 2022 года епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор наградил лауреатов-авторов отобранных работ, участвовавших в творческих конкурсах XIII областного фестиваля Тольяттинской епархии «Вифлеемская звезда».

Согласно Положению фестиваля, в качестве поощрения правящим архиереем Тольяттинской епархии епископом Нестором памятным подарком награждается лучший из лауреатов фестиваля, принявший участие в творческих конкурсах. Владыка выбрал понравившиеся ему работы и поощрил ребят памятными подарками и грамотами:

- Анастасию Квитко за работу на тему «Христославы» – лауреата фестиваля в номинации «Конкурс декоративно-прикладного творчества». Анастасия – ученица МБУ «Школа №86 имени Ю.А. Гагарина», СП ЦДО «Радуга» г. о. Тольятти. Её учитель изобразительного искусства – Пахомова Виктория Борисовна. Настя в технике батик выполнила рисунок «Радость Рождества»;

- Маргариту Ершову за сочинение на тему: «Изображение символов и скрытых смыслов на иконе Рождества Христова» – лауреата фестиваля в номинации «Конкурс сочинений». Маргарита – воспитанница Воскресной школы при храме в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы г. Тольятти. Её руководитель – Серафима Станиславовна Ильина;

- творческий коллектив: Егора Еременко, Павла Пахомова, Анастасию Панфилову, Екатерину Бычкову за совместную работу – видеоролик «Подарок Младенцу Христу». Ребята учатся в МБОУ ДО "Диалог" г. о. Тольятти. Руководитель их проекта – педагог Виктория Ивановна Бугакина.

На церемонии награждения присутствовали: благочинный Преображенского округа иеромонах Питирим (Чембулатов), председатель миссионерского отдела Тольяттинской епархии иерей Виталий Коршунов, исполняющая обязанности председателя оргкомитета, режиссер и постоянный член жюри фестивалей Серафима Станиславовна Ильина, заслуженный работник культуры Российской Федерации, руководитель вокальной студии, постоянный  член жюри фестивалей Вера Яковлевна Бабина, лауреаты фестивалей, их мамы, папы и педагоги.

Владыка поздравил с завершением фестиваля организаторов, участников, их родителей и учителей и поблагодарил за творческий труд на благо ближних и себе в радость. Архипастырь выразил надежду, что увидит всех вскоре на фестивале «Пасхальная капель». Серафиме Станиславовне и Вере Яковлевне архипастырь вручил лично, а остальным членам оргкомитет фестиваля и жюри будут переданы, благодарности за плодотворный труд и значительный вклад в духовно-нравственное воспитание молодёжи.

Начавшийся 7 января, фестиваль завершил свою работу 20 февраля. Проходил он по благословению епископа Тольяттинского и Жигулевского Нестора в Тольятти в онлайн-формате. В фестивале приняли участие 4 094 человек из 384 учреждения. Оргкомитет фестиваля готовит итоговый релиз.

                                                                   

Конкурсное сочинение

Учащейся воскресной школы

при храме в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы

 г. о. Тольятти

Маргариты Ершовой

на тему:

«Изображение символов и скрытых смыслов на иконе Рождества Христова»

г. Тольятти, 2021 год

План

I. Введение: Икона это окно в мир общения с Первообразом

II. Основная часть: Основы рождественской иконографии

III. Заключение: Икона Рождества отображение целостного преображенного мира

Введение

Что для нас, православных христиан, значит икона? Когда мы приходим в храм, то видим много святых икон. Но мы не разглядываем их как картины в художественной галерее.  Для нас икона – это ни дерево, ни краски… Это окно в мир общения с Господом, Божией Матерью и святыми. Мы созерцаем иконы сердцем, молимся перед ними и внимаем Слову Божию через них. «Ибо, чем чаще через изображение на иконах они (Иисус Христос, Богоматерь и святые) бывают видимы, - говорится в определении VII Вселенского собора, - тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним…». У каждого церковного праздникаесть икона, повествующая нам о первообразе или о каком-либо Евангельском событии.

Сейчас -время Рождественского поста, мы приближаемся к двунадесятому празднику Рождества Христова. Изображения Евангельских событий Рождества начали появляться еще в те времена, когда первые христиане для совершения своих обрядов вынуждены были скрываться от римских властей в катакомбах. И только позднее византийское искусство постепенно выработало четкую иконографию Рождества Христова.О чем рассказывает нам икона Рождества Христова, какие символы и смыслы изображены на ней?

Основная часть

Уже в древности икону называли живописным Евангелием. Как Евангелие, так и икона рассказывает нам о великом таинственном событии Рождества Христова. В Новом Завете события Рождества описаны двумя Евангелистами – Матфеем и Лукой. Со временем Священное Предание и два Евангельских повествования соединились воедино в иконе Рождества. Так в настоящее время основой рождественской иконографии являются привычные уже нам детали: земля, горой поднимающаяся вверх; в центре Богородица, а рядом повитый пеленами Младенец Христос и взирающие на Него вол и осел; волхвы, которые несут Христу свои дары; пастухи, беседующие с ангелами; Иосиф с печально-задумчивым взглядом и женщины, купающие Младенца.

Для более подробного описания изображенных символов и скрытых смыслов обратимся к иконе Рождества из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.Есть предположение, что это творение великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева. Эта икона уникальна своей композицией. Центр иконы, как центр мира, по русской традиции, строго обозначен – это изображение пещеры с лежащим в яслях Младенцем Христом. На него указывает луч звезды, спускающейся с небес, а вокруг выстраиваются все персонажи иконы. Каждая икона Рождества – это целый космос, в котором все притягивается к центру, сияющему Солнцу правды Христу: на земле воссияло Солнце, и она стала небом. Но только в иконе из Благовещенского собора особенно подчеркнуто соединение земли и неба, равенство ангелов и людей у колыбели Спасителя. Бог родился в пещере, и ангельские чины больше не на небе. Небо исчезает в иконе почти совсем. Все пространство заполнено холмами, золото небесного фона только немного оставлено вверху, чтобы подчеркнуть тающие в его свете вершины лещадок, которые символизируют в иконе связь с горним, удаляя от порочного мира. Вот и ангелы наверху уже не летят или шествуют над вершинами гор, а просто стоят на них, как обыкновенные люди.

Тайна рождения Христа открывается миру в иконе не сразу: сначала она становится доступна невинным животным, которые изображены ближе всего к Младенцу, потом безгрешным ангелам, которые стоят у пещеры с покровенными руками. За ангелами к пещере приходят простодушные пастухи, и только потом – умудренные волхвы.

И над всем этим огромным миром, словно паря над ним, на царственном красном ложе лежит Богородица. Фигура Богомладенца, подобно Богородице, будто парит в воздухе. Он, как и Она, не внутри пещеры и не на земле, а как бы поверх гор, деревьев, яслей. В большинстве других рождественских икон Богоматерь также занимает центральное положение. Этим подчеркивается Ее роль в устроении человеческого спасения. Богородица превышает в масштабе людей, ангелов и даже горы. Это символ Ее возвеличивания: ведь, родив Богочеловека, Матерь Божия стала превыше всех ангелов и архангелов. Она лежит по диагонали, соединяя Собой небольшую фигуру Иосифа с ангелами в правом углу. Богородицею было преодолено разделение земного и небесного, людей и ангелов. Фигура согбенного Иосифа повторяет наклон головы и движение руки Богородицы, а также наклон ангела наверху, обращенного к пастухам. В иконописи такая симметричность движений, подобие форм говорит о глубоком единстве персонажей. Пресвятая Дева полулежит в задумчивой позе, это является знаком того, что Ее роды прошли безболезненно.

Младенец Иисус, напротив – самый маленький на иконе. Небольшие размеры Его фигуры – символ бесконечного умаления и самоуничижения Бога, воплотившегося в ребенка. Пещера, как образ неверия, язычества и смерти, не случайная деталь иконы. Один из наиболее авторитетных толкователей Евангелия, блж. Феофилакт Болгарский, писал, что Господь явился в мир в пещере для скота и был положен в кормушку «быть может,для того, чтобы от начала научить нассмирению, а быть может, и для того, чтобысимволически показать, что Он явился в мирсей – место, обитаемое нами, уподобившимисянеразумным скотам (Пс.48:13–21). Ибо какясли принадлежат скотам, так и мир сей –нам. Итак, мир – ясли, а мы – неразумныеживотные; а чтобы искупить нас от неразумия,для этого Он и явился здесь».

Вол и осел рядом с Божественным Младенцем - следующая необычная деталь.Невинные животные стремятся первыми стать причастными Христу, в то время как люди еще до конца не поняли, зачем воплотился на земле Спаситель. Хотя евангелисты не указывают на присутствие в пещере животных, это словно наглядная иллюстрация пророчества Исайи о воле и осле: «Воя знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.1:3).И вот это пророчество исполнилось: Спаситель мира родился в пещере для скота среди животных. По древнему преданию вол и осел – это символ двух народов. Вол – символ иудейского народа, который имел ярмо закона, язычники – это осел, животное упрямое – народ, который упорно не идет к Богу. Но во Христе это разделение исчезает. Все: и язычники, и иудеи преклонились перед Младенцем.

Иисус Христосродился ночью, когда в Вифлееме и окрестностях все уже спали. Бодрствовали только пастухи, которые стерегли стадо. Евангелист Лука указывает, что именно они первыми узнали о рождении Спасителя, потому что им явился Ангел. Ангел является пастухам первыми за простоту их нрава и незлобие. Так пишет блж. Феофилакт: «Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы». На иконе мы видим, как один из ангелов беседует с пастухами.

Сверху на Младенца с неба спускается звезда в широком луче Божественного света. Луч тройной – символ Пресвятой Троицы. Согласно Евангелию от Матфея, шествуя за этой звездой, волхвы пришли к Богомладенцу для поклонения. Ведь появление на небе этой необычной звезды у этих народов всегда понималось как предзнаменование события, которое способно изменить мир.Волхвы – это не только восточные мудрецы, но и цари.Каждый из них своими глазами хотел увидеть чудо, которое было давно обещано. Как гласит предание, волхвов было трое: один из Персии, он был уже стар; царь из Аравии был молод; царь из Эфиопии был средних лет.Этим иконописец показывает нам, что ко спасению можно прийти в любом возрасте, но на Младенца указывает самый младший из мудрецов, тем самым давая понять, что лучше обрести Господа как можно раньше. И вот вся мудрость языческого мира пришла, чтобы почтить маленького Младенца, лежащего в яслях. Они принесли Младенцу дары: золото, как Царю; ладан, как Богу; смирну, как Человеку, который будет распят на Кресте и тело Которого будет умащено этой смирной. В лице волхвов, следующих за звездой, языческий мир обрел путь к истинной вере.

Праведный Иосиф изображен задумчивым. Сомнения возможно присутствуют у него: предстоит ему тяжелый труд по заботе о Богомладенце и Марии. Перед Иосифом стоит завернутый в милоть (плащ из шкуры овцы) старичок. Часто можно прочитать, что этот старичок – «дух сомнения», который искушал Иосифа, заставляя не верить в Девственное Рождество. Но большинство современных исследователей отвергают подобную мысль: не может на этой иконе быть искусителя. И у греческих авторов, писавших более реалистично, вполне очевидно, что это изображение старого пастуха.Получается, пастухов тоже трое и старший из них заводит беседу с Иосифом: простая и реалистичная деталь. Такой вот музыкальный мотив у этой иконы: три ангела, три пастуха и три волхва.

Сюжет о женщинах, омывающих Младенца, интересен тем, что одна из них, повитуха Саломия, не могла поверить в чудо воплощения Бога и девственности Богородицы. Едва она коснулась Пресвятой Девы, как ее рука отсохла. По внушению ангела Саломия протянула омертвевшую руку к Младенцу и исцелилась. Женщины омывают Богомладенца, подтверждая, таким образом, подлинность человеческой природы, воспринятой Вторым Лицом Пресвятой Троицы. Потому они с усердием и изобилием воды омывают Его, чтобы перепеленать. А купель, в которой омывают Христа, напоминает кубок или чашу. Поэтому не удивительно, что многие исследователи иконографии видят в этой купели Евхаристический символ. Ведь из похожих по форме чаш на литургии верующим подаются Святые Дары – Тело и Кровь Христовы.

Есть и загадка в этой иконе. С одной стороны, всеобщее ликование, вселенная залита светом и радуется. А с другой стороны, если мы приглядимся, то увидим, что в центре, где лежит Богородица, происходит что-то таинственное. Божия Матерь, подперев щеку рукой (символ печали), отвернулась от Христа, от ангелов и задумалась. Почему? Богородица размышляет о судьбе рожденного Младенца, о Его грядущей жертве. Также эта деталь символизирует одиночество Христа в Его жертве.

Кульминацией иконы Рождества является то, что онане иллюстрирует нам Евангелие, т. е. не рассказывает только об одном эпизоде из жизни Спасителя, но возвещает Благую Весть о спасении.Христос рождается в мир для нашего спасения, во искупление человеческих грехов. Так пещера Рождества одновременно преобразует пещеру гроба Господня, а младенческие пелены прочитываются, как символ уже будущих погребальных пелен Спасителя. Икона Рождества соединяет конец и начало земной жизни Христа, как если бы мы видели ее из вечности.Но икона не была бы иконой и живописным Евангелием, если бы не рассказала и о Воскресении! Пещера гроба Господня станет местом Пасхальной радости! Ангелы, склоняющиеся над пещерой, преобразуют того ангела, которого встретят жены-мироносицы и который донесет до них весть о том, что Христос Воскрес. Вот так от Рождества мы доходим и до Воскресения. Давайте же, глядя на эту икону, будем радоваться и удивляться чуду явления Бога в мир!

Заключение

Икона Рождества Христованаписана яркими мажорными красками. Сочетаясь, краски усиливают сочность друг друга, что отражает радость, торжество по поводу чудесного рождения Спасителя. Икона Рождества изображает целостный преображенный мир.В этом мире сияет свет, и нет тьмы (за исключением пещеры). Икона, как образ будущего века, излучает сияние. И, хотя иконописец рассказывает о конкретном историческом событии, он смотрит на него из вечности. Все люди в Рождестве обретают вечность, человек становится новым творением, если в сердце родится Господь. Симеон Новый Богослов говорил о том, что каждый из нас призван быть Богородицей, не в прямом смысле, а в своем сердце дать место Христу, стать тем самым храмом Духа Святого, где Христос может пребывать. Иконография Рождества Христова развивалась, именно, как осмысление значения Воплощения Сына Божия, как проповедьо жертве, принесенной Богом, как призыв Божий, обращенный к человеку. Икона Рождества есть движение человеческого рода на поклонение Богомладенцу!

Тропарь Рождества

 «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе».

Кондак

«Дева днесь Пресущественнагораждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».