29 августа 2024 года отмечает 50-й день рождения клирик Тольяттинской Епархии протоиерей Игорь Баранецкий. В преддверии юбилея священник ответил на вопросы редакции епархиального сайта о пройденном жизненном пути и поделился планами и мечтами.
Отец Игорь родился в Херсонской области и почти половину жизненного пути провёл на Украине. Промыслом Божиим, о котором рассказал в интервью отец Игорь, он оказался в России. Вторую половину своей жизни он трудится на Самарской земле, исполняя ответственное послушание благочинного Ставропольского благочиния – самого большого в Тольяттинской Епархии. Кроме того, он является настоятелем Воскресенского храма в селе Ягодное и основателем православной школы, которая успешно действует с 2016 года. Поэтому есть чем поделиться отцу Игорю с единоверцами, есть что рассказать и посоветовать, опираясь на многолетний опыт.
Отец Игорь, примите поздравление с юбилеем! Как бы Вы оценили путь, который прошли за эти 50 лет? Какие моменты были для Вас самыми значимыми и формирующими как личность и священнослужителя?
Благодарю за поздравление! Путь непростой. Наша семья хоть и воспитана в религиозной традиции, которая на Украине была крепкой, но не была воцерковлённой. Поэтому внешние традиции родители старались неукоснительно исполнять, но духовным воспитанием и образованием не занимались. Первый религиозный опыт получил при посещении по воскресным дням Свято-Духова собора в Херсоне, куда родители возили нас с братом из села, в котором жили.
В нашем селе был разрушенный храм. Нас три брата было, но старший трагически погиб. Его смерть привела к настоящей вере мою маму. В 90-м году в село восстанавливать храм был направлен отец Николай Крицын (ныне наместник Воскресенского мужского монастыря Тольятти архимандрит Гермоген). С его приездом началась настоящая церковная жизнь моих родителей, соответственно нас со старшим братом. Мама вошла в приходской актив, стала старостой. Принимали участие в восстановительных и строительных работах. Я стал алтарничать. Моё становление как верующего человека и как служителя Церкви связано с отцом Николаем: пример его жизни, советы, благословение на брак, на поступление в Духовную семинарию, на священство. Его позитив, доверие Богу, фундамент веры, который он получил от великих подвижников и исповедников, стойкость в вере, любовь к службе, к порядку, системность, бескомпромиссность – всё это было примером и вдохновением для меня. Я оставил на 3-м курсе Херсонский педагогических институт и поступил в семинарию. Рукоположился, служил в своём селе, затем был переведён в Херсон в Екатерининский собор.
Значимым событием в 2000 году стал переезд в Россию из-за переезда духовника – отца Николая. Долго сомневался – родители остаются, здесь родная земля, а там – неизвестность. Ответом на мои переживания стал сон, в котором меня благословил местный архиерей – архиепископ Ионафан. После этого сомнения отпали, я воспринял это как благословение на переезд.
И конечно, новый этап в моей жизни – это общение с владыкой Нестором. У меня не было опыта личного общения с архиереями. И я благодарен владыке Нестору, что он дал мне возможность общаться ближе. Я очень переживаю, и в какой-то мере боюсь, и очень трепетно отношусь ко всем приездам владыки, встречам и общениям. Его статус, в смысле божественного присутствия в человеке, власть, данная архиерею, его строгость и чинность, дисциплина на службах, красота служения – в этом он подаёт колоссальную духовную поддержку. Нижайший поклон ему за душевность, простоту, открытость, искренность и готовность к общению. Благодаря ему, его духовной зрелости, воспитанности, всесторонней образованности у меня сформировалось отношение.к епископату.
Если оценивать пройденный жизненный путь, то оглядываясь назад, могу сказать, что недоволен собой. Можно было сделать больше и лучше: в детстве музыку, например, бросил, что-то не доделал по лени, на что-то решимости не хватило. Но за всё – слава Богу! Всё же считаю, что надо брать от жизни по максимуму, в жизни всё может пригодиться.
Вы являетесь настоятелем прихода в селе Ягодное уже многие годы. Как изменился приход за время Вашего служения, и как Вы видите его дальнейшее развитие? С чем связаны Ваши главные надежды и молитвы, когда Вы думаете о будущем своей паствы?
О будущем. Как-то в беседе с владыкой Нестором он озвучил историю одного многочисленного прихода (около 500 человек с разным социальным статусом, образованием, достатком), который живёт как одна семья. Очень запало в душу. Хочется, чтобы друг другу помогали, заботились, оказывали и материальную, и духовную поддержку. Образ первохристианской общины, где все едины духом – он стоит как стремление. Стараемся идти к этой цели – собираемся на посиделки, узнаём о жизни друг друга, отвечаю на вопросы прихожан.
Что изменилось. Конечно, за это время храм благоукрашен силами прихожан, построена школа, стало много молодых людей на службах, причём разного возраста – и дети, и юноши, и девушки, и молодые семьи. Много мужчин прихожан, даже сложилось братство. Хочется большего: и в духовной области, и в благоустроении прихода.
Ставропольское благочиние — самое большое в Тольяттинской епархии. Чем служение в сельской местности отличается от служения в городе? Какие задачи перед Вами стоят как благочинным, и как удаётся их решать?
Сельские жители заняты бытом, а прихожане в основном старшего возраста, которые не могут оказывать всестороннюю помощь. Я открыл около 10 приходов с 2002 года. И приходилось малым количеством людей решать очень много задач, как и другим сельским священникам. Многие батюшки последние 20 лет были юристами и прорабами на своих приходах, духовная жизнь формировалась вторым планом. Многие храмы возводились там, где их никогда не было, то есть отсутствовала традиция. Зато сегодня – это закалённые люди, умудрённые – как священники, так и селяне. Поэтому в настоящее время это костяк общин, к которым подтягиваются другие.
Задачи как благочинного – достроить то, что начато. Сохранить то, что есть. Есть острая проблема в содержании построенных храмов.
При Вашем храме действует православная школа. Какую роль она играет в жизни общества? Какие трудности Вы встретили на пути становления православной школы, и как Вам удалось их преодолеть? Каким Вы видите будущее этой школы?
Идея открытия православной школы шла от родителей, в числе которых были и мы с матушкой, хотящих, чтобы их дети учились в среде единоверцев, и организовать для них добрый досуг. Отзывы родителей и детей вдохновляют на дальнейшее развитие школы, несмотря на возникающие текущие трудности. А вот на пути становления трудностей не было. В то время встретились такие люди, которые помогли, проконсультировали и с открытием, и с лицензированием, и комиссии были хорошо настроены и со стороны лицензирования, и со стороны аккредитации. Я рассматриваю это как Божий промысл. Многие сегодня испытывают проблемы и непреодолимые препятствия при желании открыть подобную школу.
Вы ведете активную работу с молодежью. Какие советы Вы бы дали молодым людям, ищущим свой путь к Богу?
Детей современных очень жалко. С одной стороны, мы живём сегодня в уникальное время свободы вероисповедания, свободы деятельности, выбора. Наверное, сложно в истории проследить такое время, когда были лучшие условия в этом плане. Но, с другой стороны, в связи избытком и доступностью информации абсолютно обо всём есть негативная составляющая, которая очень сильно детей сбивает с толку, развращает и ведёт по пути деградации. В этой ситуации совет детям – развиваться гармонично и всесторонне: заниматься спортом, музыкой, творчеством и быть близкими к родителям, не отдаляться от них. На мой взгляд, связь с родовым гнездом – это база, то место, куда дети всегда могут, должны хотеть вернуться. Конечно, отцы и дети – это вечная проблема, и родители всегда что-то не понимают. Но готовность слушать и слышать, и где-то уступать старшим сослужит хорошую службу в плане преемственности опыта преодоления жизненных трудностей и возникающих проблем.
Вы являетесь примером духовного наставника для многих прихожан и молодых священников. Как Вы понимаете роль духовного наставничества в современной Церкви?
На самом деле у меня нет духовных чад. Старчество, духовничество – это всё очень серьёзно, и не то, что современные люди думают об этом. Я – приходской священник. Я так и говорю своим прихожанам. Чем могу – рад помочь, если помог – слава Богу! Но это не духовничество и не наставничество! Я сам «варюсь», пытаюсь, делаю, учусь, не справляюсь, каюсь – это процесс духовной жизни, что-то получается, что-то не получается, и, простите, я не пример. Моя задача – привести людей ко Христу, показать путь к Богу. Мы все только учимся прощать, любить, совершенствоваться.
Кстати, как благочинный, я должен следить за священниками благочиния. Так вот, порой, приезжая на приход, общаясь с прихожанами, замечаю, что люди обоготворяют своего приходского священника, называют его духовным наставником, и в то же время относятся с презрением, осуждением, оскорблением к другому священнику. Это говорит о том, что люди приходят в Церковь не к Христу, а зацикливаются на образе священника. Потом для них трагедия, когда его переводят на другой приход. Это глубочайшее заблуждение. Священник – проводник ко Христу, он подсвечивает путь к Богу, а свет – это Христос. Приходская жизнь должна сводиться ко Христу, а священник лишь помогает: совершает таинства, окормляет, воспитывает, корректирует, подсказывает и прочее.
Хотели бы Вы поделиться чем-то особенным о Вашей семье и их поддержке в Вашей жизни?
Нижайший поклон моей матушке Татьяне: никогда не стоял у нас в семье вопрос о материальном обеспечении. У священников есть эта проблема – финансовая нестабильность. Мы обходились крайне скудными средствами, особенно на первом этапе жизни, когда не было средств ни на что. Никогда ни единого упрёка. Сила её терпения и веры, упования на Бога меня вдохновляют, и могу сказать, что у неё эти качества выше моих. Её поддержка и желание трудиться на приходе неоценимы для меня. Порой, когда было массовое открытие приходов и строительство храмов, я приходил только ночевать. Весь быт, дети были на ней. Отрадно и радостно, что сыновья поступили в Петербургскую христианскую академию, а старший сын изъявил желание трудиться в храме. Конечно, радостно, когда дети идут по стопам родителей. Но считаю, что здесь не должно быть никакого принуждения ни в коем случае, особенно когда речь идёт о священстве. Это призвание. В своё время, когда я алтарничал, и один священник в беседе с отцом Николаем сказал, указывая на меня – будет священником, я опротестовал. Мне казалось, что это не для меня, хотелось стабильности, а не переездов с места на место по указам. Но Господь в своё время призвал, и появилось внутреннее желание.
И, наконец, как изменилось Ваше восприятие священнического служения с годами? Что стало для Вас особенно важным на этом этапе жизни?
Мне понравились слова святого архиепископа Николая Японского, которые как-то в общении процитировал владыка Нестор: «Я – соха, которой пахали». То есть, на каком-то этапе тобой пахали, тобой обрабатывали землю. Я, как священник, где-то словом посеял, где-то вспахал почву для семени, и если моё служение принесёт духовную пользу человеку, то это не моя заслуга – я лишь инструмент в руках Божиих.
Когда я перечитываю или впервые прочитываю поучения святых отцов о священстве – Иоанна Кронштадтского, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, то мне становится страшно. Скажу откровенно. Когда идёт хиротония, епископ, который совершает таинство Священства, отрезает часть Агнца, уже пресуществлённого в Тело Христово, и вручает вновь рукоположенному священнику со словами: «Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о нем же будешь истязан во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». То есть Тело Христово надо преподать только верным. Этот страх ответственности он не пропадает, а усиливается по той причине, что этот залог вручен, его надо сохранить, дать тому, тому, тому, и чтобы они обожествились. Священническое служение – оно сакральное, таинственное, особенное. Этот страх подвигает меня служить, предстоять перед Богом за паству так, чтобы сохранить дух Божий, который был дан в таинстве Священства.
+++
Дорогой отец Игорь, сердечно поздравляем Вас с 50-летним юбилеем! Ваш многолетний труд на благо Церкви и забота о духовном возрастании паствы являются живым примером искреннего служения Богу и людям. Ваша мудрость, доброта и самоотверженность вдохновляют всех, кто обращается к Вам за наставлением и поддержкой. Пусть Ваше служение продолжает приносить плоды духовного роста и укрепления веры в сердцах всех, кто соприкасается с Вашим пастырским трудом. Пусть Господь укрепляет Ваши духовные и телесные силы, дарует душевный мир и радость, а Ваша паства продолжает приумножать добрые дела под Вашим чутким руководством. Многая и благая лета!
