Преображенский кафедральный собор

В храмовый комплекс входят: 
• 3-х престольный Преображенский кафедральный собор с северным приделом в честь 40 мучеников Севастийских и южным приделом в честь Святителя Николая Чудотворца
• храм Иоанна Крестителя с причтовым домом

Преображенский храмовый комплекс расположен в центре Автозаводского района Тольятти. Собор открыт ежедневно в будние дни с 7:00, в праздничные с 6:00 и до окончания вечерней службы. Богослужения в храме совершаются ежедневно. В субботу, воскресенье и накануне двунадесятого праздника вечернее богослужение в 16:00. В будние дни начало вечерней службы в 17:00. В будние дни начало Божественной литургии в 8:00. В воскресные дни, двунадесятые праздники и родительские – две Литургии в 7:00 и 9:30, вторая – архиерейским чином. Ежедневно по окончании Литургии служатся молебен и заупокойная лития. По воскресеньям после первой Литургии совершается молебен с водоосвящением и прошениями на различные потребы.

Адрес: РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Революционная, д. 19
Телефон: +7 (8482) 32-21-60
Электронная почта: info@presobor.tltepar.ru 
Сайт: https://presobor.tltepar.ru/
Страница в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/spasopreobrazhenskii
Страница УФ ДЕОЦ в социальной сети «ВКонтакте»:  https://vk.com/club145196101
Просьба о молитве (требы онлайн):  https://presobor.tltepar.ru/treby-online/
Виртуальный тур: https://tltepar.ru/3d/presobor.html

ИСТОРИЯ
Автозаводский район города Тольятти называют ещё Автоград и Новый город (в противовес Старому, куда были перенесены жилые дома Ставрополя при строительстве гидроэлектростанции в 50-х годах XX века). История Автозаво́дского района примечательна тем, что начинался он как молодёжная стройка. Его строительство велось вместе со строительством АВТОВАЗа с 1967 года и продолжается до сих пор. Над его проектированием работали 27 научно-исследовательских и проектных организаций страны, так как высшее руководство хотело сделать его городом мечты, образцом советского градостроительства. Большой вклад в жилищное и культурно-бытовое строительство Автозаводского района внесли «вазовцы». Это приехавшие из разных областей, краев и республик Советского Союза молодые люди – будущие работники Волжского автомобильного завода. Жилые дома самой различной конфигурации и высоты, школы, больницы, детские сады, административные здания, дворцы спорта, культуры и бракосочетания, библиотека, стадион, бассейн, автозаводский рынок, высотное здание заводоуправления АВТОВАЗа – всё построено в стиле советского модернизма с применением большого количества мозаики, стекла, бетона, металла. Масштаб озеленения приравнивает город к курорту – около 100 деревьев на 1 гектаре. Так как район молодой, то памятников, связанных с его историей, немного. Это, прежде всего, памятник-бюст первому генеральному директору АВТОВАЗа Виктору Николаевичу Полякову на площади у здания заводоуправления АВТОВАЗа. Остальные – дань памяти воинам, погибшим в войнах в разное время. В парке Победы и недалеко от Преображенского собора установлены памятники в честь победы в Великой Отечественной войне, воинам-афганцам, военнослужащим, погибшим при исполнении воинского долга, матерям военнослужащих («Ожидание солдата»). Особо можно отметить памятники русским святым. В 84-й школе имени Александра Невского установлен бюст великому князю Александру Невскому. На территории православной классической гимназии – бюсты великим князьям Димитрию Донскому и Александру Невскому. На площади перед храмом во имя святых Петра и Февронии и дворцом бракосочетания – памятник благоверным князьям Петру и Февронии.

С 90-х годов Автозаводский район украшают храмы, строительство которых было ответом на потребность людей в духовной жизни. В 2024 году в Автограде действовало 11 приходов с 19-ю действующими храмами, в том числе в медгородке, в военной части, на территории АвтоВАЗа и хлебозавода. Ещё 6 храмов строилось. Все храмы красивы и неповторимы по своей архитектуре, и каждый из них можно назвать достопримечательностью, где хранятся уникальные святыни. Приходы в Новом городе территориально и административно объединяют два благочиния Тольяттинской епархии: Преображенское и Невское. Душой не только Автозаводского района, но и всей Тольяттинской епархии, можно назвать Преображенский соборный комплекс.

В 50-е годы XX века в связи с созданием Куйбышевского водохранилища город Ставрополь Волжский был затоплен, а его жителей переселили на возвышенное место. Сейчас это Центральный район Тольятти.

В 1954 году верующим в северной части новообразованного города был выделен участок земли для строительства молитвенного дома, на месте которого в дальнейшем был построен храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1967 году началось строительство Волжского автомобильного завода и нового Автозаводского района города. К этому времени, в 1964 году, Ставрополь получил новое название – Тольятти. Долгое время Казанский храм был единственным в городе. Ближайшие от Тольятти храмы были за 40 км в Ташле и за 100 км в Самаре.

В 1989 году жители Автозаводского района с настоятелем Богородично-Казанской церкви протоиереем Николаем Манихиным обратились к правящему архиепископу Иоанну (Снычёву), в дальнейшем митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, с просьбой благословить строительство нового храма в Автозаводском районе. Владыка Иоанн дал благословение на возведение храма, ведь в этом районе проживала большая часть населения города, в то время как в Казанской церкви были дни, когда крестилось по 200 человек.

В 1990 году на Самарскую кафедру был назначен епископ Евсевий (Саввин, ныне митрополит на покое). 5 октября 1990-го года епископ Евсевий назначил клирика Казанской церкви протоиерея Валерия Марченко для окормления верующих жителей Автозаводского района. Отец Валерий обратился к директору Волжского автомобильного завода Владимиру Васильевичу Каданникову и предложил построить храм. АВТОВАЗ выделил для временного совершения богослужений небольшое нежилое помещение из трёх комнат на первом этаже 16-этажного дома по улице Юбилейной, 37.

В это время в Троице-Сергиевой лавре Сергиева Посада работала команда столичных профессионалов (архитекторы, мозаичист, мраморщик, резчики, иконописцы) – воодушевлённых верой людей, которые с энтузиазмом взялись за реализацию масштабного проекта. Команду возглавлял Дмитрий Сергеевич Соколов. Решено было посвятить собор Преображению Господню.

После согласования архитектурного макета соборного комплекса городская власть утвердила место под его строительство. АвтоВАЗ взял на себя финансирование всех проектных и строительных работ, хотя время в стране было нестабильное – как политически, так и финансово. Но Владимир Васильевич Каданников видел, что людям это необходимо, параллельно в стране шёл духовный подъём. Он был уверен, что эта стройка была так же важна городу, людям, как и строительство школ, детских садов и больниц. Поэтому, несмотря на трудности, он принял волевое решение о финансировании всех работ, связанных с возведением соборного комплекса. А руководителям подразделений завода и дочерних организаций дал указание оказывать всестороннюю помощь и содействие в строительстве. В кружках для пожертвований во временном храме нередко находили записки со словами благодарности в адрес Владимира Васильевича Каданникова, что в такое трудное время он дал надежду людям в лучшее будущее.

19 декабря 1990-го года епископ Евсевий при большом стечении верующих освятил на улице Революционной место под строительство, водрузив крест.

4 июня 1992 года Волжский автомобильный завод начал строительство Иоанно-Предтеченской церкви. Строительство совпало с периодом открытия в стране церквей и массовым крещением взрослых. Церковь строили с воодушевлением. Вместе с её возведением увеличивалось число прихожан и укреплялся приход. Стройка завершилась быстро – за два года, благодаря усилиям и энтузиазму со стороны основного подрядчика – объединения «Гидромонтаж». Клир и прихожане переехали из временного помещения в шестнадцатиэтажке, в которой ютились с 90-го года, в прекрасный храм, выполненный в форме базилики и рассчитанный на 800 человек. Церковь во имя Иоанна Крестителя стала первой и несколько лет оставалась единственной в Автозаводском районе. В праздничные дни храм был заполнен до отказа. Пока в нём шли службы, на глазах у прихожан велось строительство величественного Преображенского собора вместимостью 3 000 человек.

Главное строение архитектурного комплекса – Преображенский собор – строился 7 лет. 19 декабря 1995-го года начали рыть котлован под строительство. А до этого времени 5 лет на месте, где сейчас стоит собор, совершались богослужения и молебные пения перед крестом, который водрузил епископ Евсевий на месте будущего строительства.

28 мая 1996 года епископ Сергий (Полёткин) совершил чин закладки собора. В его основание был положен камень, привезенный тольяттинскими паломниками со Святой Горы Фавор.

В июле 1997 года Тольятти посетила делегация из Греции по инициативе представителя Автозавода в Греции Фи́воса Христодули́диса. Его супруга Екатерина – сестра настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема. Многочисленная греческая делегация прибыла в Москву, чтобы получить часть мощей преподобного Максима Грека, которые были обретены́ в Троице-Сергиевой Лавре. Перед отъездом на родину греки посетили Тольятти. Строительство собора в то время было в разгаре. И участникам строительства было очень важно заручиться молитвой монахов. В составе делегации были священнослужители Греческой Православной Церкви: настоятель Ватопедского монастыря Святой Горы Афон архимандрит Ефрем с братией, посол Кипра в России, греческие парламентарии, а также большой греческий мужской хор. После прибытия во второй половине дня 20 июля был отслужен молебен в Иоанно-Предтеченском храме перед мощами Максима Грека, а на следующий день епископы совершили Божественную литургию.

В 1999 году в рамках визита в Тольятти Иоанно-Предтеченский храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алекси́й 2-й. 14 октября Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву в алтаре Иоанно-Предтеченского храма, произнёс с амвона первосвятительское слово и осмотрел строящийся Преображенский собор.

19 августа 2002 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил великое освящение Преображенского собора и первую Литургию в новоосвященном храме в сослужении духовенства Самарской епархии. За богослужением молились руководители области, города и АВТОВАЗа, представители правительства Самарской области и администрации города Тольятти, почётные гости, многочисленные прихожане и паломники. Храм вместимостью три тысячи человек был переполнен. По окончании службы Высокопреосвященный владыка вручил Патриаршие и архиерейские награды активным участникам строительства. Среди награжденных были председатель Совета директоров АВТОВАЗа Владимир Васильевич Каданников, удостоенный ордена Русской Православной Церкви благоверного князя Даниила Московского 1 степени, член Совета директоров АВТОВАЗа Алексей Васильевич Николаев, удостоенный ордена Русской Православной Церкви благоверного князя Даниила Московского 2 степени, генеральный директор АВТОВАЗа Виталий Андреевич Вильчик, удостоенный ордена Русской Православной Церкви благоверного князя Даниила Московского 3 степени, протоиерей Валерий Марченко, удостоенный ордена Русской Православной Церкви благоверного князя Даниила Московского 3 степени, и Дмитрий Сергеевич Соколов, получивший орден Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского 3 степени.

22 марта 2005 года состоялось великое освящение придела в честь 40 Севастийских мучеников.

В 2006 году в России пребывала десница Иоанна Крестителя. Благодаря ходатайству руководства АВТОВАЗа, Святейший Патриарх Алекси́й II благословил пребывание святыни в Тольятти. 16-17 июля десница Иоанна Предтечи в ковчеге стояла в Преображенском кафедральном соборе. Собор за два дня посетили около 60 тысяч человек, выстаивая многочасовые очереди, чтобы прикоснуться к святыне.

19 августа 2012 года состоялось великое освящение придела в честь святителя Николая.

За 10 лет, пока строили соборный комплекс с 1992 по 2002 год, на посту руководства АВТОВАЗом Владимира Васильевича Каданникова сменил Алексей Васильевич Николаев, продолживший финансирование строительства, а затем Виталий Андреевич Вильчик, при котором завершилась грандиозная стройка.

Руководство области и города не оставалось в стороне от благого дела, помогая решать вопросы, касающиеся их власти. Горожане принимали посильное участие, внося свою жертву на строительство Дома Божьего.

Строительство шло при Патриархе Алекси́и 2-ом. Три архиерея приняли участие в судьбе собора в период их управления Самарской епархией: владыки Иоанн (Снычёв), Евсевий (Саввин) и Сергий (Полёткин). Их заботы о спасении человеческих душ продолжает с 2019 года епископ Нестор (Люберанский), управляющий Тольяттинской епархией.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 июля 2019 года была образована Тольяттинская епархия в административных границах Тольяттинского, Жигулевского городских округов и право- и левобережной частей Ставропольского района путем выделения из состава Самарской и Сызранской епархий. Новообразованная епархия включена в состав Самарской митрополии. Преосвященным Тольяттинским и Жигулевским назначен епископ Кузнецкий и Никольский Нестор (Люберанский).

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Спасо-Преображенскому собору был присвоен статус кафедрального с правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». Епископ Нестор назначил митрофорного протоиерея Валерия Марченко почетным настоятелем Преображенского кафедрального собора.

26 сентября 2019 года Преображенский собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение утрени всенощного бдения и Чин воздвижения креста.

АРХИТЕКТУРА

Преображенский соборный комплекс расположен в центре Автозаводского района Тольятти и является его архитектурно-пластической доминантой. В архитектурный ансамбль входят трёхпрестольный Преображенский собор с северным приделом в честь сорока мучеников Севастийских и южным приделом в честь Святителя Николая Чудотворца, храм Иоанна Крестителя с причтовым домом и хозяйственные постройки.

Все строения огорожены фигурным чугунным забором на бетонном основании. Соборная площадь украшена декоративными деревьями и цветниками.

На территорию собора можно попасть с двух сторон – северной и южной. Есть дополнительные ворота с западной и северной сторон. С южной стороны в ограде соборного комплекса находится автостоянка для транспорта. С северной стороны стоянка для машин расположена за оградой.

Преображенский собор

Многие знатоки архитектурного искусства называют Преображенский собор Тольятти жемчужиной Самарской области. Преображенский собор – один из крупнейших храмов Среднего Поволжья. Его высота от земли до вершины креста центрального купола 62 м, длина здания – 47,8 м, а ширина – 26,4 м.

Авторы проекта – московский архитектор Дмитрий Соколов и его идейный вдохновитель – настоятель протоиерей Валерий Марченко ставили перед собой задачу передать в архитектуре смысл Преображения Господня на горе Фавор и напоминание об этом событии. Для этого были применены следующие архитектурные решения: белоснежный цвет собора внутри и снаружи; ступенчатая многоярусная структура здания, символизирующая гору Фавор; высокий вход в собор по ступеням, напоминающий о восхождении Спасителя и Его учеников на гору Фавор, и другие особенности в интерьере, о которых мы расскажем далее.

В декоре фасада собора использованы образцы древнерусского архитектурного зодчества: закомары, кокошники, карнизы, пилястры, изразцы. На окнах и дверях – кованые решетки, стилизованные под старину. Главный барабан декорирован изразцовым поясом с текстом тропаря Преображения Господня.

Собор имеет пристрой – большое крыльцо́ с тремя входами, увенчанное мозаи́чным панно Преображения Господня. На фасаде – мозаи́чная икона Спасителя в изразцо́вом киоте. Крыльцо́ облицовано гранитом и мрамором и украшено изразцовыми розетками.

Имеются два боковых входных кры́льца и дополнительные служебные входы, а также подкле́т, где размещены помещения служебно-хозяйственного назначения. Крыльцо́вые лестницы ведут к дубовым тяжёлым дверям, открывающим вход в собор.

Войдя в собор с центрального входа, человек попадает в просторные сени. За еще одними массивными дубовыми дверями следует притвор. Интерьер притвора напоминает храм Рождества Христова в Вифлееме: помещение вытянуто в поперечном направлении, словно один из нефов Христорождественского храма, потолок декорирован деревянными кессонами, на полу выложена из мрамора Вифлеемская звезда. Три арки соединяют притвор с основной частью собора. Отсюда открывается вид на царские врата и двойную мозаи́чную икону над ними – Благовещение Пресвятой Богородицы. Образно начало собора напоминает о начале нашего спасения – Зачатии и Рождестве Христовом.

Архитектурные решения внешнего вида перекликаются с оформлением здания храма внутри: собор декорирован золотом в мозаи́чных иконах и керамикой в изразцах. Внутреннее убранство храма строгое и в то же время торжественное из-за мраморного оформления: низ интерьера на высоту 1,8 м облицован светлым мрамором. Массивные колонны несут белоснежные своды и барабаны. В мраморных полах преобладают зеленые, коричневые цвета земли и растительности, символизирующие Гору Фавор.

Задумка архитектора – увеличение числа окон от нижнего яруса к последующим, чтобы основная масса света лила́сь сверху, напоминая через тварный свет о нетварном – Фаво́рском.

На сте́нах основной части собора представлены сюжетные мозаи́чные иконы. На западной стене – самой большой храмовый образ Покрова Божией Матери; по правую и левую сторону от этого мозаи́чного полотна – иконы на тему Евангельских сюжетов: «Вход Господень в Иерусалим» и «Господь, беседующий с самарянкой». В Преображенском соборном комплексе 12 мозаи́чных икон – снаружи и внутри двух храмов. Моза́ика – это более дорогой вид украшения храма по сравнению с росписью. Но он оправдывает себя долговечностью и красотой.

Все мозаи́чные работы были выполнены в византийском стиле столичным иконописцем-мозаичи́стом Евгением Hикoлаевичем Ключарёвым. После нескольких лет атеизма он стал возрождать искусство православной моза́ики в России. Его работы украшают Данилов монастырь и Казанский собор на Красной площади в Москве, Оптину пустынь, храмы многих городов России, Белоруссии, Афона, Иерусалима, в Итальянском Бари и в Америке. Этот же мастер изготовил цветные витражи в алтаре собора и витражную икону Святой Троицы с предстоящими преподобными Сергием Радонежским и Андреем Рублёвым, украшающую дом причта.

Изразцовым оформлением соборного комплекса занимался московский скульптор-художник Юрий Владимирович Дрёмин.

На южной и северной стенах мы видим двойную мозаи́чную икону «Крестный путь Спасителя». Идея написания этой сюжетной иконы возникла у настоятеля отца Валерия под впечатлением поездки в Иерусалим и шествия по Виа Долороса – легендарной улице Иерусалима, известной как «путь скорби» Иисуса Христа . Это священный для всего христианского мира Крестный, или Страстно́й путь, по которому шёл на Голгофу Иисус Христос. 

Икона включает в себя 12 сюжетов последних дней земной жизни Спасителя, описанных в Евангелии. На южной стене соединены 6 евангельских эпизодов: первый – Тайная Вечеря, за ним – моление о Чаше, затем – целование Иуды, после – Иисус в доме первосвященника, далее – Пётр у костра во дворе первосвященника, завершает первую часть иконы изображение Иисуса Христа на суде у По́нтия Пилата. На северной стене, в продолжение, собраны в моза́ике последовательно ещё 6 евангельских сюжетов: бичевание Иисуса Христа, несение Иисусом Христом Своего креста, распятие Иисуса Христа на кресте, снятие Иисуса Христа со креста, положение Иисуса Христа во гроб, возвещение ангелом о воскресении Христа мироносицам. Завершая осмотр этих икон, мы взором возвращаемся в центр собора, оформление основной части которого белым мрамором напоминает нам о кувуклии – месте в храме Гроба Господня в Иерусалиме, на котором был погребён и воскрес Иисус Христос.

Таким образом, при входе в собор всё нам напоминает о начале нашего спасения (зачатии и рождении Спасителя), а в центре – о совершённом деле нашего спасения: страданиях, смерти и воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

В приделе 40-ка мучеников на западной стене расположена мозаи́чная икона «Написание Откровения Иоанном Богословом», наводящая на мысли о втором пришествии Христа и Страшном суде. Вместе с иконой «Добрый Пастырь», находящейся на западной стене Никольского придела, они создают гармонию и выражают богословскую мысль о спасении человечества через Сына Божиего Иисуса Христа. Икона «Добрый Пастырь» – это в зрительном образе Евангельский отрывок о Добром Пастыре, читаемый на второй день Пятидесятницы в Духов день. Добрый Пастырь  – это символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли Спасителя в притче: Добрый Пастырь оставляет 99 овец и идёт искать одну заблудившуюся. Один из толкователей этого евангельского отрывка, преподобный Иероним Блаженный Стридонский, рассуждает, что под девяносто девятью овцами нужно понимать все количество праведных, а под одной овцой – грешника, в соответствии с чем говорится в другом месте: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». В церковном облачении омофор епископа символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой. А облаченный в него епископ изображает собой Христа – Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес её к незаблудшим (то есть к ангелам) в дом Отца Небесного.

Все оформление Спасо-Преображенского собора свидетельствует о высоте его внутреннего, сакрального значения: храм – это Дом Божий, Сам Бог незримо присутствует здесь, преображая человека.

В центре кафедрального собора мы видим архиерейский амвон – это возвышенное место для епископа, или кафедра (латинское «сиденье») епископа. Такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно. Кафедральный собор Тольятти – место постоянного служения епископа Тольяттинского и Жигулёвского Нестора, начиная с 2019 года.

Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из череды богослужений. Мы ходим на вечерние службы, Литургии, молебны. Но эти службы могут существенно отличаться в зависимости от того, кто их проводит. Архиерейское богослужение отличается от обычного, оно более торжественно и красиво, наполнено глубоким смыслом и символизмом.

Епископы – это люди, которые по цепочке переняли благодать Божию и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения. Дальнейшая иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.

Зачастую новоначальному христианину сложно понять, что богослужение какое-то особенное. Для того, чтобы видеть разницу в происходящем, нужно стараться как можно чаще бывать в храме.

На западе основной части собора устроены хоры, или клирос – место, где располагаются певчие, которые своими песнопениями сопровождают богослужения. Хор Преображенского кафедрального собора считается одним из лучших певческих коллективов города. Существует с 1990 года. У истоков его создания стояли почётный настоятель собора протоиерей Валерий Марченко, регенты хора Анатолий Губский (почил в 2013 году) и Ксения Лупашко́. В 2024 году в хоре состояло одиннадцать певцов. Состав хора делится на два ансамбля – для будничных и воскресных (праздничных) служб. Будничный хор состоит из четырёх человек, а по праздникам собирается в полном составе. Кафедральные певчие участвуют не только в богослужениях, крестных ходах и приходских праздниках, они являются дипломантами региональных конкурсов и фестивалей, активно делятся своим профессионализмом с соседними епархиями и регионами. С 2001 года по настоящее время руководителем хора Преображенского кафедрального собора является иерей Игорь Тасеев. В составе хора поёт с 1990 года. Отец Игорь окончил Тольяттинский музыкальный колледж, Самарский государственный институт искусств и культуры и Самарскую Духовную семинарию.

Иоанно-Предтеченский храм

Северо-западнее собора расположена Иоанно-Предтеченская церковь, представляющая собой здание, в котором, кроме самого храма, органично разместились административные помещения и образовательные классы.

Иоанно-Предтеченский храм еще называют крестильным храмом, так как именно здесь большей частью совершается крещение взрослых и детей.

Построен по проекту архитектора Дмитрия Соколова, рассчитан на 800 человек и представляет собой систему помещений, усвоивших древнюю традицию сочетания сакрального пространства с трапезной и кельями по образцу монастырей. Храм находится в двухэтажном кирпичном церковном доме, внешне выделен апсидой и главкой на коньке двускатной кровли и представляет собой базилику. В тех же старинных традициях оформлен второй этаж – хоры. В интерьер встроен напольный киот с писаным образом Крещения Господня. Рядом с иконой в специально устроенном аналое хранится камень с места преображения Господня. Два камня привезли прихожане из паломнической поездки на Святую Гору Фавор во время строительства Преображенского собора. Один из них находится в основании Преображенского собора Тольятти. Окна малых размеров не пропускают лишнего света. Минимализм в оформлении интерьера помогает внутренней нерассеянной молитве прихожан. В самом храме сооружен баптистерий (купель для крещения взрослых); детей крестят в отдельной напольной чаше. 

С основным храмовым объемом системой коридоров соединяются трапезная (столовая и кухня), просфорня, классы для детского образовательного центра. С июля 2019 года здесь же располагается Тольяттинское епархиальное управление – административный центр новой епархии. Архитектурным украшением церковного здания является икона Святой Троицы, которая выполнена с использованием витражных стёкол. Икона имеет не только религиозное назначение, перед которой молятся все, кто попадает в административную часть здания, но также она пропускает через себя достаточно света (размеры иконы и орнамента более трех метров в высоту), что создает нарядное праздничное настроение в парадной. Здание также дополнено смотровыми площадками – балконами и галереями.

СВЯТЫНИ

Основная часть храма

Многие важные события в жизни прихода и святыни Преображенского кафедрального собора связаны со Святой Афонской Горой и служат большим укреплением для верующих сердец. 

Дружба с Афоном у собора завязалась после посещения Тольятти делегации из Греции в июле 1997 года. Настоятель Ватопедского монастыря Святой Горы Афон архимандрит Ефрем в этот визит передал в дар Преображенскому собору икону Божией Матери «Отрада и Утешение», позже, к празднику Собора Небесных Сил бесплотных — икону Архангела Михаила, которая находится в напольном киоте в Никольском приделе собора. Икона Богородицы находится в храме Иоанна Предтечи.

Во время визита в 2004 году была передана в дар собору икона Пресвятой Богородицы «Всецарица» — точная копия чудотворной иконы, которая хранится в Ватопедском монастыре. Икона «Всецарица» написана на Афоне специально для Преображенского собора в дар на средства благотворителей Фивоса Христодулидиса и его супруги Екатерины. Этот образ Царицы Небесной во всём мире прославился помощью онкобольным. Событию предшествовала Божественная литургия и молебен, проведенные совместно священнослужителями Спасо-Преображенского собора и монастыря Ватопед. На богослужении присутствовали первый вице-президент, первый заместитель генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» Юрий Степанов, первый заместитель мэра Тольятти Николай Ренц, вице-президент ОАО «АВТОВАЗ» по персоналу Владимир Пересыпкинский, благочинный Тольяттинского округа Самарской епархии протоиерей Николай Манихин.

Вместе со «Всецарицей» храму были переданы иконы святых Максима Грека и Афанасия Афонского. Ростовы́е образы преподобных Афанасия Афонского и Максима Грека, расположенные на колоннах справа и слева в центре, встречают богомольцев при входе в основную часть собора. Они написаны на Горе Афон на личные средства первых руководителей АвтоВАЗа: Владимира Каданникова и Виталия Вильчика и переданы в дар собору. 

В соборе, как великие святыни, хранятся мощи Иоанна Крестителя, великомученика Пантелеи́мона, святителя Иоанна Шанхайского, преподобного Александра Свирского, святителя Луки Крымского, патриарха Тихона, Киево-Печерских святых и многих угодников Божиих в мощевиках.

Ковчеги с мощами целителя Пантелеимона, святителя Иоанна Шанхайского и преподобного Александра Свирского находятся в нише с правой стороны основной части собора под мозаичной иконой «Вход Господень в Иерусалим».

Придел 40-ка мучеников. Центр.

Можно сказать, что эта часть храма посвящена Божией Матери, так как здесь собраны иконы Пресвятой Богородицы: «Иерусалимская» с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом в напольном золочёном киоте, «Неупиваемая Чаша» в резном деревянном напольном киоте, «Помощница в родах», «Всецарица», «Владимирская».

Икона Богоматери, лежащая на аналое, написана в 2021 году на средства прихожан. Её название само за себя говорит, о чём молятся перед ней – «Помощница в родах».

Владимирская икона Богоматери – подарок семьи руководителя стройки собора Владимира Леонидовича Су́бача, написана в Нижнем Новгороде. Первообраз – главная святыня Руси, защитница земли Русской. 

Се́рпуховская икона Богородицы «Неупиваемая Чаша» прославилась чудесами исцелений страждущих от пьянства, наркомании и других страстей. Для собора этот образ написал московский иконописец Владимир Анатольевич Ермилов. Также иконы его письма ­– великомученицы Варвары, мученицы Екатерины и целителя Пантелеимона.

В соборе, кроме святынь, связанных с Афоном, отец Валерий постарался внести напоминания об Иерусалиме – городе, где закончился земной путь Спасителя, и потому дорогом месте каждому христианину. Кроме двойной иконы «Крестный путь Спасителя» на северной и южной стенах центральной части собора, напоминающей о легендарной улице Иерусалима, оформления интерьера мраморной облицовкой, как в храме Гроба Господня, слева от центрального иконостаса находится икона «Иерусалимская». Икона «Иерусалимская», по преданию – одна из первых икон, написанных апостолом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. С ней связаны чудеса избавления от иноплеменников, от эпидемий. Относится к распространенному типу Одигитрия, то есть, Путеводительница. Поэтому очень хорошо помолиться перед ней в начале путешествия. Иерусалимской иконе Божией Матери можно молиться о здравии и исцелении от различных недугов, просить помощи в борьбе с не́другами, в защите от стихийных бедствий и катастроф, наставлении детей, о счастье в семейной жизни, о разрешении жилищных проблем, укреплении веры в Господа. Как и любому Богородичному образу, перед этой иконой можно молиться абсолютно обо всём.

Придел 40-ка мучеников. Восток.

Икона Патриарха Тихона написана супругой мозаичи́ста Анной Ключаревой. Она же написала иконы 12-ти праздников, которые расположены в северном и южном приделах и износятся на середину собора в дни этих праздников.

Часть мощей патриарха Тихона в иконе передана собору по благословению патриарха Алексия II лично наместником Свято-Троицкой Лавры архимандритом Феогностом (ныне митрополит Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) в ответ на прошение протоиерея Валерия Марченко.

Придел Николая Чудотворца.

В Никольском приделе собора с правой стороны от алтаря в напольном киоте находится икона Иоанна Крестителя. В 2006 году в России, 16-17 июля в Преображенском соборе, пребывала десница Иоанна Крестителя. В память об этом событии отец Валерий заказал икону Иоанна Предтечи с житийными клеймами «Ангел пустыни», где Креститель изображен с ангельскими крыльями. На одном из клейм (нижнее справа) запечатлено пребывание десницы Иоанна Крестителя в Преображенском соборе Тольятти. Икону написала супруга мозаичиста – Анна Ключарёва. Соборяне бережно хранят, как бесценное сокровище, и выносят на поклонение верующим в дни памяти Иоанна Крестителя в ковчеге частицу его мощей.

В Никольском приделе находится икона Архангела Михаила, написанная на Святой Горе Афон.

МИССИОНЕРСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

При соборе действует учебный филиал некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр». В 2024 году в филиале занималось около двухсот детей в возрасте от 4-х до 17-ти лет. Любой ребенок может бесплатно посещать занятия в кружках. 

Для взрослых прихожан в соборе проходят Библейские беседы. Священник проводит встречи на темы, особо интересные для пришедших к вере. Организуются мероприятия миссионерско-просветительской направленности. Собор активно участвует в ежегодной православной выставке, где имеет возможность проводить миссионерско-катехизаторские беседы. 

В храм приезжают певческие коллективы, которые знакомят горожан с богатством родной музыкальной культуры.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Основной Престольный праздник собора – Преображение Госпо́дне, отмечается 19 августа. 

Дни памяти святителя Николая Чудотворца:

День святителя Николая Чудотворца – второй престольный праздник собора, отмечается дважды – 22 мая и 19 декабря. По окончании Литургии совершается молебен и крестный ход вокруг собора. 11 августа молитвенно отмечается день рождества Николая Чудотворца.

Третий престольный праздник – день памяти сорока Севастийских мучеников, отмечается 22 марта. Особенностью является то, что престольный праздник приходится на дни Великого поста. Поэтому, если этот день не совпадает с субботой или воскресеньем, служится Божественная литургия Преждеосвященных Даров.

Дни памяти Иоанна Крестителя

Престольный праздник крестильного храма в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна отмечается 7 июля – в день Рождества Иоанна Предтечи, а также в дни памяти Иоанна Крестителя.

Источник: http