Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России с нижним приделом во имя Иоанна Крестителя

Расположен в центре Комсомольского района Тольятти. Храм и церковная лавка открыты ежедневно с 07.30 до 18.30. Божественная литургия совершается каждый день – начало в 9.00, вечернее богослужение накануне – в 17.00. Перед Литургией в 8.00 служится молебен. Начало исповеди в 8.30.

Адрес: РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Чайкиной, 30
Телефон: (8482) 24-15-31
Электронная почта: svt_tihon@tltepar.ru
Сайт: http://tihon.tltepar.ru/
Страница в социальной сети «ВКонтакте»:  https://vk.com/tihonblagtlt
Виртуальный тур: https://tltepar.ru/3d/tihon.html

ИСТОРИЯ

Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, является главным храмом одного из шести благочиний Тольяттинской епархии, названного по имени храма Тихоновским.

Тихоновский храм находится в третьем по численности районе города Тольятти – Комсомольском. Район расположен в восточной части города и раскинулся вдоль берега реки Волга на Куйбышевском и Саратовском водохранилищах. Сформировался он в 50-х годах XX века из отдельных посёлков, созданных для проживания строителей Куйбышевской  гидроэлектростанции: Комсомольского, Шлюзового и Жигулёвского моря. Сегодня они являются микрорайонами Комсомольского района так же, как посёлки Фёдоровка и Поволжский. Некоторые из них располагаются в живописных местах. В Комсомольском районе действует речной порт, здесь работают судоремонтный и механический заводы, мукомольный комбинат, заводы железобетонных изделий, а на территории микрорайона Шлюзовой расквартиро́вана воинская часть.

С 1827 по 1949 год на месте Комсомольского района находилась деревня Кунеевка, на территории которой не было прихода: верующие жители были прихожанами храмов, расположенных в Ставрополе и его окрестностях.

С 1949 по 1958 год здесь располагался Кунеевский исправительно-трудовой лагерь, созданный для строительства гидроэлектростанции.

С 50-х годов прошлого столетия на месте бараков в Комсомольском районе началось постепенное строительство «ста́линок», а затем «хрущёвок». Позднее здесь появились 9-этажные панельные дома «московской» планировки. В период тяжёлых 90-х годов по инициативе людей, желающих приобщиться к духовной жизни, наступило время возведения храмов.

В настоящее время на территории района действуют 11 церквей, в том числе и домовые. Один из храмов – 1846 года постройки, в микрорайоне Фёдоровка, является объектом культурного наследия Самарской области. Ведётся строительство ещё четырёх храмов. Все они красивы и неповторимы в архитектурных решениях. Каждый из них является местной достопримечательностью, где не только находятся местночтимые святыни, но и активно развивается духовная жизнь.

Приход храма во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, стал одним из первых в городе, открывшийся в результате изменения государственной политики в отношении к Православной Церкви в 90-х годах XX века. Он объединил верующих людей, проживающих в Комсомольском районе Тольятти. До этого им приходилось с трудом добираться до единственного на тот момент в городе храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Центральном районе, или ехать в посёлок Фёдоровка, где открылся в то же время старинный храм, возвращённый верующим. После вечерних служб люди нередко возвращались домой пешком. 

25 декабря 1990 года под председательством благочинного Тольяттинского округа Самарской епархии протоиерея Николая Манихина в Казанском храме состоялось собрание верующих жителей Комсомольского района. На собрании обсуждался вопрос о возможности строительства храма в Комсомольском районе. Правящий архиерей Самарской епархии, архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий (Саввин), благословил верующих на открытие домо́вого храма с последующим строительством основного в Комсомольском районе. Преосвященный владыка предложил посвятить храм святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России – 9 октября 1989 года он был прославлен в лике святых. Первым настоятелем храма стал протоиерей Олег Бильчук, клирик Казанского храма Тольятти (+01.05.2011).

 Хроника событий из жизни прихода:

май 1991г. – для совершения богослужений городские власти выделили помещение в деревянном здании бывшей музыкальной школы, которое к тому времени по назначению уже не использовалось. Двухэтажный барак, в котором храм занял 1-й этаж правого крыла здания, прихожане отремонтировали собственными силами и обустроили под храм.

25 мая 1991г. – совершено первое богослужение: всенощное бдение накануне праздника Святой Троицы.

1992г. – остальные помещения здания предоставлены в пользование приходу. Благодаря этому начала действовать воскресная школа для детей и взрослых, а также были устроены склад, архив, библиотека, мастерская и бухгалтерия. В этом здании приход находился до 2007 года.

1994г. – администрация Комсомольского района выделила место под строительство храма вместимостью до 800 человек на улице Лизы Чайкиной, 28А. Проект был разработан самарскими архитекторами Юрием Астаховым и Владимиром Пшенниковым.

7 апреля 1994г. – Управляющий Самарской епархией, епископ Самарский и Сызранский Сергий (ныне – митрополит Самарский и Новокуйбышевский) освятил место под строительство.

20 апреля 1994г. – начало строительных работ: вынут первый ковш грунта для котлована под здание храма.

1996г. – завершено строительство подвального помещения и возведены кирпичные стены храма на высоту 2-3 метра.

1997г. – выложена колокольня, стены поднялись еще на 1,5-2 метра. Начала работать церковная лавка в Комсомольском универмаге.

2000г. – строительство храма завершено: начались отделочные работы.

3 ноября 2001г. – поднят купол на колокольню.

2 февраля 2002г. – воздвигнут купол на храм.

7 апреля 2002г. – епископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин) совершил первую Божественную литургию в строящемся храме.

2004-2005гг. – в здание завезены и подключены необходимые инженерные коммуникации, оштукатурены стены храма.

декабрь 2005г. - апрель 2007г. – настоятелем прихода был священник Димитрий Сине́нко.

2006г. – на звонницу храма подняты 7 колоколов, отлитые на пожертвования прихожан и благотворителей. Изготовлены и установлены северное и южное крыльца, чугунная ограда. Подготовлены и оборудованы помещения под библиотеку и просфорню. Началось строительство дома причта.

18 апреля 2007г. – настоятелем прихода назначен протоиерей Андрей Матвеев, на плечи которого легли работы по отделке и благоукрашению храма, благоустройству территории. В этом же году было образовано Тихоновское благочиние Тольятти Самарской епархии путём выделения из состава Центрального благочиния. 22 ноября 2007 года благочинным нового благочиния был назначен отец Андрей.

2006 -2012гг. – строительство дома причта.

2007-2008гг. – приход переехал из старого барачного здания: склад, архив, библиотека, мастерская и бухгалтерия были перемещены в новый храм в специально подготовленные помещения. Служебные кабинеты оснащены современной мебелью и компьютерами. Был создан баптистерий и построена сторожка.

2008-2013гг. – установлены пластиковые энергосберегающие окна с электроприводом.

2009г. – началось оформление иконостаса и были изготовлены Царские врата.

2010-2013гг. – продолжалось благоустройство приходской территории: осуществлялись мощение дорожек, возведение детского уголка, устройство цветников и газонов, посадка деревьев. Построено здание дома причта и оборудована церковная лавка. Оштукатурен центральный вход храма. Проведена и сдана пожарная сигнализация. Проведена телефонизация храма и всех помещений. Площадка перед храмом была выложена плиткой.

2013-2014гг. – осуществлена штукатурка и окраска внешнего фасада храмовых зданий, произведена роспись иконостаса.

2015-2023гг. – проводилась роспись стен и купола храма.

 

АРХИТЕКТУРА

Храм святителя Тихона расположен в центре района и является его архитектурной и духовной доминантой. Это один из крупных храмов Тольятти, построенный в русском стиле. Он имеет форму креста и увенчан центральным куполом с шатро́вым завершением. Приход располагается среди зданий постройки 70-80-х годов XX века и контрастирует с ней, возвышаясь над парковой зоной. Храм выделяется на фоне современных панельных домов и смягчает грубые черты советского градостроительства, внося гармонию в городской ландшафт.

На приходской территории расположены храм, церковная лавка, сторожка. Благоустроенная территория, украшенная декоративными деревьями и цветами, имеет детскую площадку и место с навесом для колясок и велосипедов. Все строения выполнены в едином стиле и объединены красивой чугунной оградой с элементами каслинского литья. Главные ворота особо выделены в стилистике храмового комплекса.

 Данный проект был разработан самарскими архитекторами Юрием Астаховым и Владимиром Пшенниковым. Архитектура храма отличается нарочитой усложненностью и множеством деталей. Здесь можно увидеть различные по размеру и очертанию карнизы, горизонтальные поре́брики, аркату́ры, пиля́стры с капите́лями, закома́ры. Все окна – как арочные, так и прямоугольные – обра́млены наличниками, причем их структура и пластика разнообразны. Так, завершения наличников могут быть треугольными, треугольными разорванными или полуци́ркульными – в зависимости от местоположения в композиции храмового здания. Центральный барабан включает в себя как треугольные завершения, так и полукруглые закома́ры, расположенные в стене ниже фронтонов. А на од­ном из ярусов колокольни углы решены, как четыре спаренные полуколонны под треугольной консолью. Алтарь выделен тремя прямоугольными выступами, причём центральный шире боковых. С северной и южной сторон корпуса расположены два окна. Пластика фасада подчёркнута покраской в два тона. Плоскость стены зеленоватого оттенка, а детали имеют белый цвет. Стены украшены лепны́м рельефом. В здании имеются два боковых выхода, а также подкле́т, где размещены крестильный храм, библиотека и помещения служебно-хозяйственного назначения.

К главному входу в храм ведет широкая высокая лестница: её кованые изящные перила являются ограждением. Для прихожан с ограниченными возможностями здоровья установлен специальный подъемный механизм. Декоративные светильники, расположенные справа и слева от лестницы, освещают территорию в темное время суток и украшают вход в храм. Над входной группой возвышается трехъярусная колокольня с колоколами на третьем ярусе. В планах прихода – создать над главным входом ростовой мозаи́чный образ святителя Тихона.

Внутреннее убранство храма – праздничное. Величественный шестиярусный резной иконостас позолочен и украшен замысловатым цветным орнаментом. Его венчает Распятие с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом.

В первом ряду, называемым местным, с правой стороны от Царских врат за иконой Спасителя и диаконской дверью написана ростова́я икона Патриарха Тихона, а с противоположной стороны иконостаса – икона Патриарха И́ова, в честь которого епископом Тольяттинским и Жигулёвским Нестором надписан святой антиминс для приставного престола. Святитель Иов является первым Патриархом земли Русской. Его возведение на патриарший престол произошло в 1589 году. С 1721 по 1917 год, на протяжении почти 200 лет, высшим органом управления Русской Православной Церкви был Святейший Синод, учреждённый Петром I. Этот период получил название «Синодальный». Святитель Тихон является первым Патриархом после Синодального периода. Возведение на патриарший престол состоялось в 1917 году.

Справа и слева от иконостаса стоят напольные киоты, выполненные в едином стиле с ним. В южной нише сосредоточены иконы святых мужей: преподобных Серафима Саро́вского и Сергия Радонежского, великомученика Георгия Победоносца, Трёх святителей и святителя Николая Чудотворца. В северной нише собраны о́бразы Богородицы и святых жён: блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской; мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В 2023 году продолжались работы по росписи храма в византийском стиле. В настоящее время в скуфье барабана изображен Господь Вседержитель в окружении восьми серафимов. Этот образ Христа Спасителя представляет Его как Небесного Царя и Судию. Всё подкупольное пространство храма расписано фресками на библейские темы. На хорах под евангельскими сюжетами расположены изображения святых, оставивших в духовное наследие церковные гимны и богослужебные тексты. Нижнюю часть стен займут эпизоды из жития святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Все работы по росписи иконостаса и храма выполняются мастерами из Сергиева Посада, выпускниками иконописной школы при Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Руководит работами Александр Ачкасов.

Стены здания изнутри, так же, как и снаружи, имеют лепно́й рельеф. Колонны с массивными капителями обогащают пластику интерьера и несут цилиндрические своды. Работы над внешним и внутренним обликом храма, в том числе по изготовлению колонн, сводов и лепнины выполнил профессиональный архитектор Александр Александрович Шумихин.

Центральное трёхъярусное большое паникадило освещает основную часть храма. Кроме него есть еще двухъярусные боковые паникадила и множество настенных светильников – бра.

За притвором с правой стороны расположена служебная лестница, объединяющая три уровня здания – колокольню, главное пространство и подкле́т. Из храма по внутренней лестнице можно спуститься в цокольный этаж. В крипте Тихоновского прихода находится крестильное помещение, которое планируется обустроить под храм. Здесь же располагаются библиотека, просфорня, административные и хозяйственные комнаты. Проект внутреннего пространства цокольного этажа составил архитектор Александр Николаевич Колоярский. Вдохновением послужили древние христианские крипты. 

В просторном зале, предваряющем вход в крестильное помещение, установлены специальные столики для пеленания младенцев. Для родителей и крёстных, ожидающих таинства Крещения, здесь же размещена фотовыставка с видами Святой Земли. Её организовали представители тольяттинского отделения Императорского Православного Палестинского общества, членами которой являются настоятель, духовенство и прихожане Тихоновского храма.

Вход в будущий крестильный храм открывают великолепные деревянные двери, украшенные богатой резьбой в традиционном русском стиле. Они изготовлены мастерами столярной мастерской «Тольятти православный». Войдя внутрь, верующий погружается в атмосферу старинных восточных подземных храмов, высеченных в скальных каменных породах. Колонны украшены чугунным орнаментом ка́слинского литья, а шатровые перекрытия храма выполнены в стиле средневеко́вой русской архитектуры. Массивные колонны, на которых покоятся нависающие арочные своды, невысокий иконостас, обилие резьбы по камню, сложная каменная мозаика пола и каменный восьмиугольник баптистерия для крещения полным погружением – всё это позволяет почувствовать атмосферу древнего Востока начала христианской эры.


СВЯТЫНИ

В храме находятся мощи многих святых угодников Божиих. Главной святыней для Тихоновского прихода является частица мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, вставленная в его икону. Этот образ постоянно пребывает в храме с правой стороны от иконостаса и доступен для ежедневных молитв перед ним.

Помимо храмовой, имеются иконы с мощевиками святителя Спиридона Тримифунтского, преподобного Симеона Псково-Печерского, преподобного Авраамия Ростовского и ковчег с восемьюдесятью частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских. Здесь можно встретить много старинных икон: их сохранили верующие после закрытия и уничтожения усилиями советской власти храмов Самарской области, передав в новый храм после его открытия.

 

МИССИОНЕРСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сегодня тольяттинский приход храма во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, является духовным центром религиозной жизни Комсомольского района. Назначенный в 2007 году благочинным Тихоновского округа протоиерей Андрей Матвеев продолжил исполнять это послушание уже в ново­об­разованной Тольяттинской епархии. В дополнение к данному послушанию священник является руководителем епархиальных отделов по взаимо­действию с казачеством и с Вооружёнными Силами Российской Федерации, что определило вектор развития и жизнедеятельности прихода.

Основными задачами работы казачьего отдела являются распространение в казачьих сообществах православного вероучения: осуществление духовно-патриотического воспитания казачьей молодежи, возрождение духовно-нравственных, культурно-исторических и семейных традиций российского казачества. Духовенство Тихоновского благочиния входит в состав Тольяттинского городского казачьего общества. Знамя казачьего общества хранится в храме. Приход активно взаимодействует с кадетской школой № 55 имени русского полководца Александра Васильевича Суворова. На базе образовательного учреждения создан музей истории и быта Ставропольского казачества, сформированы казачьи классы, которые курирует духовенство Тихоновского храма.

2 сентября 2018 года по благословению митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия (Полеткина) на территории храма был открыт памятник Павлу Ивановичу Диоми́дию – Герою Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода Русской Армии 1813-1814гг. Павел Диомидий – православный грек, воспитанник суворовской школы, который хорошо знал военное дело и принимал участие во многих сражениях. Он вошёл в российскую историю как командующий Ставропольским калмыцким полко́м. У памятника регулярно проводятся торжественные построения казако́в и каде́тов, экскурсии, возложение цветов, патриотические акции. 

На приходе действует молодёжное сообщество «Тихоновцы». По воскресным дням молодые люди собираются вместе со священником, чтобы почитать Евангелие и услышать ответы на возникшие вопросы, посмотреть фильмы и обсудить их с точки зрения христианского мировоззрения. Юноши и девушки участвуют в различных социальных, благотворительных и миссионерских проектах прихода.

Воскресная школа влилась в детский епархиальный образовательный центр, действующий в Комсомольском районе при храме во имя благоверной царицы Тамары. Центр расположен в отдельном здании неподалёку, на улице Шевцовой, д. 21.

 

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ 

5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых

9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

14 июля (переходящая) - Собор Санкт-Петербургских святых

18 октября - Собор Московских святителей

22 февраля - Обре́тение мощей

7 апреля - Преставление

9 октября - Прославление

18 ноября - Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг. 

Посвящение храма святому Патриарху Тихону в Комсомольском районе города Тольятти, так же, как и сюжеты из его жития, которые будут изображены на расписанных стенах храма, напоминают одновременно о торжественных и трагичных страницах истории России XX века.

В октябре 1917 года произошёл радикальный духовный и исторический перелом в жизни Отечества – сменилась традиционная форма государственной власти, а в Православной Церкви на Поместном соборе восстановлено Патриаршество, упразднённое в 1721 году в связи с переходом на Синодальную систему управления Русской Православной Церковью. 18 ноября 1917 года, в самый разгар революции, в храме Христа Спасителя в Москве состоялись выборы патриарха. Из трёх кандидатов, которых путем голосования определил Собор, посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским, предстоятелем Церкви был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин). 

Это избрание не только восстановило на два века прерванную традицию Патриаршего управления в Русской Православной Церкви, но и открыло новый этап в её истории, который не имел аналогов в прошлом – гонения, воздвигнутые на Русскую Церковь в XX веке.  

4 декабря 1917 года в кремлёвском Успенском соборе состоялась торжественная интронизация патриарха Тихона, за которой последовал масштабный крестный ход: он вобрал в себя не только верующих христиан, но даже красногвардейцев, революционных матросов и солдат. Многие снимали головные уборы, чтобы почтить появление в Русской Православной Церкви патриарха. Однако большинство людей уже сделали собственный выбор.

С самых первых месяцев захвата власти большевиками в России велась целенаправленная политика по ликвидации религиозной жизни. В Декрете «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» власть лишила Церковь всего имущества и ограничили её влияние на все сферы общественной жизни. Поношение и поругание учения Церкви, священно- и церковнослужителей стало нормой жизни. Поколение молодых людей, происходившее из семей священников, склонялись к тому, чтобы отвергать веру отцов и становиться атеистами. Церковному браку был противопоставлен гражданский, тем самым нанесён удар по институту семьи в России. Была разрушена большая и стройная система духовного образования, включавшая в себя 4 академии, почти 60 семинарий, сотни духовных училищ и десятки тысяч церковно-приходских школ. Из всех учебных заведений насильно был исключён Закон Божий, а повсеместное насаждение воинствующего безбожия, называвшегося научным атеизмом, стало нормой образовательной политики больше­вистского режима. Священнослужители и монашествующие были лишены многих гражданских прав. Церковное имущество было объявлено государственной собственностью, но при этом Церковь вынуждена была платить огромные налоги. 

Во время работы Поместного собора 31 октября 1917 года большевиками был убит первый в истории Русской Православной Церкви священнослужитель – протоиерей Екатерининского собора Царского села отец Иоанн Кочуров. Безвинно погибший священник, ныне прославленный в лике священномучеников, стал первым в ряду многих сотен тысяч священнослужителей, монашествующих и мирян, которым предстояло принять мученическую смерть в годы правления в России богоборческого режима. 7 февраля 1918 года последовала мученическая кончина митрополита Владимира (Богоявленского). 17 июля 1918 года большевики расстреляли царскую семью. 

С 1917 по 1925 год патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) осуществлял управление Русской Православной Церковью. В своих посланиях он смело обличал неправду, заботясь прежде всего о душах заблудших пасомых. Уступая властям во многих отношениях в области внутренней политики, Первосвятитель отстаивал незыблемость основ православной веры, неподчинённость церковной иерархии светским властям в канонических и богословских вопросах. Он сохранил церковную жизнь в условиях, когда всесильное тоталитарное государство стремилось её уничтожить, а подавляющее число верующих оказалось неспособным её защитить. Представители новой власти всё время преследовали его. Патриарха Тихона заключали в тюрьму или содержали под домашним арестом в московском Донском монастыре. Его жизнь всегда была под угрозой, но он продолжал совершать богослужения в различных храмах Москвы и за её пределами. 

Обрушившиеся на него страшные испытания подорвали его здоровье. Вечером 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, дважды перекрестившись на икону со словами: «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Господи!» и подняв руку для совершения третьего крестного знамения – Патриарх Тихон скончался в больнице, где находился на лечении. Святейший Владыка был торжественно погребён при большом стечении людей в Донском монастыре Москвы. 

Кончина святого Патриарха Тихона завершила определённый этап в истории Русской Православной Церкви, когда она пережила своё удивительное торжество, благодаря Поместному собору 1917-1918 годов, обретя после двух веков Синодального периода Патриарха. Вместе с тем это был этап, когда Церковь в России впервые по-настоящему узнала, что такое гонения. Эти гонения воздвигли не иноземные иноверные завоеватели, а люди, вышедшие из народной среды. 

Патриарх Тихон так говорил сам о себе: «Пусть имя моё погибнет для истории, лишь бы Церковь была жива!». Оставшаяся в живых Церковь через 64 года после кончины Патриарха Тихона – 9 октября 1989 года прославила его в лике святых. 25 февраля 1992 года в Донском монастыре были обретены его нетленные мощи.

Источник: виртуальный тур: https://tltepar.ru/3d/tihon.html