Храмовый комплекс в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
Храмовый комплекс в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
Расположен в микрорайоне Фёдоровка, входящем в состав Комсомольского района города Тольятти, на берегу Волги (Саратовское водохранилище).
В храмовый комплекс входят:
- храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
- домовый храм во имя святой великомученицы Варвары с келейным корпусом и звонницей
- детский корпус
- сторожка
Церковная лавка открыта в будние дни с 8.00 до 18.00, в праздничные дни с 7.00 до 18.00. Божественная литургия совершается в Благовещенском храме по пятницам, субботам, воскресеньям. Начало богослужения утром в 8.00, накануне вечером в 16.00. В воскресенье перед Литургией совершается водосвятный молебен с чтением акафиста Божией Матери. По средам в 9.00 служится молебен для страждущих недугами винопития и наркомании. По четвергам в 9.00 совершается молебен с чтением акафиста святителю Николаю с помазанием елеем, освящённым на его мощах.
Адрес: РФ, Самарская обл., г. Тольятти, п. Фёдоровка, ул. Кооперативная, 56
Телефон: 8 (8482) 97-77-48
Электронная почта: hram_fedorovka@tltepar.ru
Сайт: http://blagovesh-feodorovka.tltepar.ru/
Страница в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/club207867608
Виртуальный тур: https://tltepar.ru/3d/blagovesh-feodorovka.html
ИСТОРИЯ
Храм находится на левом берегу Волги, в одном из живописнейших микрорайонов Комсомольского района Тольятти – Фёдоровке. Это самое крайнее поселение вдоль берега Волги на Саратовском водохранилище и одно из любимых мест отдыха жителей Тольятти. Микрорайон застроен частными домами. С Фёдоровки открывается вид на Жигулёвские горы противоположного берега. Поселение окружают заливные луга, холмы, лес и озёра. На Фёдоровских лугах расположено множество озёр, образованных паводковыми водами, большинство из них на протяжении всего года подпитываются родниками. Их глубина небольшая, около двух метров. В озёрах обитают разные рыбы: плотва, красноперка, лещ, карась, окунь, щука и многие другие. На Фёдоровских лугах расположен большой дачный массив, несколько баз отдыха. Из областного центра до Фёдоровки можно доехать по автомобильной трассе М5 или на электричке до станции Канал. На холмах проходит железная дорога Тольятти-Самара. В Фёдоровке есть храмовый комплекс, в составе которого – сохранившаяся церковь постройки 19-го века. Это старейший храм Тольятти, являющийся важным историко-культурным и архитектурным памятником города. Он входит в состав Тихоновского благочиния Тольяттинской епархии.
История основания села связана с активизацией государственной политики по укреплению военно-стратегических позиций России в Заволжье. В соответствии с указом Сената от 14 февраля 1731 года под руководством тайного советника Федора Васильевича Наумова началось строительство Новой Закамской линии «для лучшего охранения низовых городов за Волгой», защиты местного населения от кочевников. Тогда же открылась возможность массового осёдлого заселения осваиваемых территорий. В 1731-1734 годах Фёдор Васильевич купил земли на луговой стороне Волги, перевел туда крепостных крестьян, основав сельцо, получившее название Фёдоровка. Так как владелец села имел штатский чин, соответствующий военному чину генерала, то в народе сельцо получило название Генеральшино. После строительства церкви по названию престола употреблялось и название «Варва́рино». Фёдоровка находилась в 18 километрах от Ставрополя.
Главным промыслом крестьян была рубка и доставка дров. Осенью – выделка ульев. В 80-е годы XIX века мужское население насчитывало более 900 человек, было 161 крестьянское хозяйство. Здесь располагались церковь, школа, волостное управление, ветряная мельница с нефтяным двигателем, военно-конский участок.
Революционные события 1905-1907 годов, 1-я мировая война, Октябрьская революция, голод не обошли стороной и Фёдоровку. Тяжёлыми для села, как и для всех соотечественников, стали годы Великой Отечественной войны. Мужчины уходили на фронт, старики, женщины и дети трудились в тылу. Не вернулись с полей боёв 90 человек. В память об их подвиге у здания администрации в 2005 году по инициативе и силами в то время действующего главы поселения Рогожева Евгения Михайловича и местных жителей Шо́стака Александра Ананиевича и Исаева Сергея Николаевича был поставлен горельеф «Прощание». Здесь же на средства Александра Ананиевича и Сергея Николаевича возведена часовня во имя святого русского полководца Александра Невского. Устройство часовен в память знаменательных событий – благочестивая традиция Русской Православной Церкви.
В 30-е годы XIX века Фёдоровка перешла по наследству московскому помещику Николаю Федоровичу Бахметьеву. В 1835 году Бахметьев женился на Варваре Александровне Лопухино́й. Варвара Лопухина́ происходила из старинного дворянского рода. Её старший брат Алексей и сёстры Мария и Елизавета были близкими друзьями Михаила Лермонтова с 1828 года, со времён его обучения в Москве. Варвара Лопухина познакомилась с поэтом в ноябре 1831 года. Молодые люди полюбили друг друга. Юный поэт сразу же назвал девушку своим лучом-путеводителем. Он посвятил возлюбленной множество произведений. Лопухина рассталась с Лермонтовым из-за юношеского недопонимания.
Семейные предания Лопухиных сохранили некоторые подробности сватовства Николая Фёдоровича Бахметьева к Варваре. «Судьба бедной Вареньки решилась случайно. В 1835 году на московских балах стал появляться Бахметьев. Ему было 37 лет, когда он задумался жениться и стал ездить в свет, чтобы высмотреть себе невесту. Выбор его колебался между несколькими приглянувшимися ему барышнями, он молился, чтобы Господь указал ему, на ком остановить выбор. В этих мыслях он приехал на бал в Дворянское собрание и подымался по лестнице, когда, желая обогнать его, Варенька Лопухина зацепила свой бальный шарф за пуговицу его фрака. Пришлось остановиться и долго распутывать бахрому, опутавшую пуговицы со всех сторон. Николай Федорович усмотрел в этом несомненное указание свыше и посватался. Человек он был достаточно богатый и уважаемый. Избирался мировым судьей по Федоровской волости. В ее состав входили Зеленовка, Кунеевка и Ново-Матюшкино. После смерти жены из-за продолжительной болезни в 1851 году Бахметьев, пережив её на 33 года, так и не женился, посвятив свою жизнь внуку от единственной дочери Ольги.
В 1846 году Бехметьев на собственные средства построил в Фёдоровке однопрестольную каменную пятикупольную церковь с колокольней. Храм был посвящён святой великомученице Варваре – небесной покровительнице его жены, с надеждой и мольбой о её выздоровлении. Близлежащими храмами были: Троицкий собор и Успенская церковь в Ставрополе, расположенные в 18 километрах от села, а также в 20 километрах Дмитриево-Солунская церковь в селе Пискалы.
Изначально причт состоял из священника, дьячка и пономаря. Николаем Фёдоровичем было сделано пожертвование на содержание причта и на вечный помин. Первый настоятель Варваринской церкви был сыном протоиерея Троицкого собора города Ставрополя Корнилия Ястребова – Алекси́й. Он вел большую миссионерскую работу среди татар различных уездов. Долгое время с 1859 по 1868 год настоятелем храма служил Петр Аксёнов. Отец Пётр вносил значительные денежные пожертвования в пользу православных церкве́й наравне с известными ставропольскими купцами. Умер в Фёдоровке. Его жена, Екатерина, долгое время после смерти мужа была просфо́рницей.
Из 47 лет служения церкви в сане священника более двадцати лет настоятелем прихода великомученицы Варвары был Александр Дроздов. Он занимался катехизаторской деятельностью, составлял поучения и проповеди.Стараниями отца Александра в 1870 году при церкви было открыто сельское училище, которое в 1883 году было преобразовано в церковноприходскую школу.
Настоятелем храма Иоанном Фавстрицким в 1881 году было организовано Общество трезвости.
Здание церкви представляет ценность не только в архитектурном плане, но и с точки зрения истории, как церковной, связанной с именами известных священнослужителей Русской Православной Церкви, так и с точки зрения истории русской художественной культуры.
В 1871 году в этой церкви крестили Петра Флеринского, сына псаломщика той же церкви. Впоследствии Петр Дмитриевич Флеринский станет священником, а в 1924 году, после принятия монашества с именем Павел, епископом. Уже, будучи на покое, больной, не занимая никакого поста, в период, когда в результате репрессий уже почти не было епископов, он направлял духовную жизнь Казани, Куйбышева и других городов. Об этой его деятельности знал и высоко её ценил митрополит, впоследствии Патриарх Сергий.
Другим известным уроженцем села Федоровка был художник Федор Емельянович Буров, сын управляющего имением. Он родился 16 мая 1845 года, учился в Государственной Академии художеств. Его одноклассниками были такие известные художники, как Суриков и Савицкий. Буров служил учителем рисования при детях великого князя Михаила Николаевича, позже художник работал в Саратове, расписывал там собор. В конце 1891 года переехал в Самару и открыл свою художественную мастерскую. Вскоре организовал на свои собственные средства рисовальную школу с 3-х годичным курсом преподавания по разработанной им самим программе. Первым его учеником стал знаменитый впоследствии художник Петров-Водкин. Фёдор Буров является родоначальником художественной традиции в Самаре. Благодаря ему создалось объединение местных художников, развернулась выставочная деятельность. Его работы украшают залы Русского музея в Санкт-Петербурге, в Самарском областном художественном музее имеются две его картины.
После установления советской власти в 20-х годах всё «церковное имущество» было описано и передано в собственность государства. В 1930 году с церкви были сняты колокола, храм был закрыт. Предположительно, последним священником был Федор Данилов. Его судьба, также как икон и церковной утвари документально не известна. В церкви первоначально находился клуб, затем здание было заброшенно, позднее в нём разместился магазин.
После Великой Отечественной войны руководство страны вернулось к планам строительства гидроэлектростанции на реке Волге в районе города Куйбышева. Постановлением Правительства от 30 июня 1949 года на Министерство внутренних дел СССР было возложено проектирование и строительство Куйбышевской гидроэлектростанции с окончанием всех работ в 1955 году. Вдоль Фёдоровки был прорыт искусственный канал, соединяющий верхние и нижние шлюзы с Волгой. Исчезли под водой столь любимые сельчанами озёра: Стерляжье, Берёзовое, Ветляное и острова. Приехали новые жители – строители ГЭС. Жили в бараках, строили жилище кто как мог. До перестройки в посёлке был колхоз, специализирующийся на животноводстве и кормовых – заготавливали сено на заливных лугах, там, где сегодня дачи.
В 1988 году жители посёлка стали хлопотать о возвращении старинного храма верующим и открытии православного прихода с благословения Правящего архиерея Самарской епархии владыки Иоанна (Снычёва, с 1990 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, ныне покойный). Возглавил в этом трудном деле верующих Виктор Богданов (в будущем игумен Иов).
Храм был вновь открыт одним из первых в Самарской епархии. 22 мая 1989 года на Николу весеннего благочинным протоиереем Николаем Манихиным и иереем Валерием Марченко было совершено малое освящение церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Владыка Иоанн Снычёв говорил, что возрождение храма в Фёдоровке – это благая весть для всех верующих. При его поддержке началось восстановление храма.
Первое время в церкви служил отец Валерий Марченко, а 8 июня 1989 года настоятелем был назначен отец Владимир Новичков, принявший имя Григорий после пострижения в малую схиму в 1999 году. В сентябре 1994 года епископ Самарский и Сызранский Сергий (в 2022 году митрополит Самарский и Новокуйбышевский) совершил великое освящение храма. По решению священноначалия престол вновь открывшегося храма был освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Первые годы существования возрожденного храма проходили в сложных условиях. Люди потянулись к вере после долгих лет запрета и давления, атеистической идеологии. В храме была типичная обстановка для всех храмов того времени: во время службы большое скопление народа, особенно в праздничные дни, так как единственными близлежащими были Казанский храм в городе Тольятти и Свято-Троицкая церковь в селе Ташла. В субботние и воскресные дни крестились до 80 человек, венчались по 25 пар, исповедовались до 70 человек. Вначале служили в не отремонтированном здании, вместо иконостаса была занавеска. Прихожане своими силами и средствами стали постепенно его благоустраивать. К 2022 году за тридцать с лишним лет стараниями настоятелей храм преобразился, сложилась православная община, появились свои традиции.
В 2022 году в Федоровке проживали более 4 000 человек. Когда разросшийся город подошёл вплотную к посёлку, было принято решение о включении его в состав Комсомольского района В 2022 году в посёлке были поликлиника, спортивная площадка, библиотека, административное здание, магазины и почта. Жители занимались подсобным сельским хозяйством, на заработки ездили в Комсомольский и Центральный районы Тольятти.
АРХИТЕКТУРА
В 2024 году в храмовый комплекс входили:
- церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы постройки 1846 года, открытая для прихожан 22 мая 1989 года;
- административно-жилой корпус с домо́вым храмом во имя великомученицы Варвары со звонницей и трапезной, действующий с 6 июля 2014 года;
- детский корпус;
- церковная сторожка.
Здания огорожены забором из кирпича, отштукатуренного и побеленного. Территория храмового комплекса отличается ухоженностью и природной красотой. В ограде устроены амфитеатр, детская площадка и посажен плодовый сад.
Благовещенский храм
Здание Благовещенской церкви представляет собой памятник архитектуры русского православного культового зодчества 40-х годов XIX века. Уникальность этого культурно-исторического объекта определяется редким сочетанием в его архитектурном облике элементов барокко и русско-византийского стиля, пришедшего на смену архитектуре классицизма, а также хорошей сохранностью подлинных архитектурно-конструктивных элементов.
Благовещенский храм кирпичный, четырёхстолпный, пятиглавый, центрической композиции. Высота от земли до вершины креста центрального купола составляет 26 метров. Храм вмещает 100 человек. Архитектурные объёмы образуют в плане крест. В оконных проёмах сохранились первоначальные решетки из кованого металла.
Фасады здания заново побелены. Пятиглавие после возвращения здания Русской Православной Церкви было восстановлено в первоначальном виде: барабаны, поддерживающие главки, выполнены из дерева, главки имеют луковичную форму золотого цвета. После передачи церкви приходу вокруг храмовой территории выстроили кирпичный забор, выкрасив его в белый цвет.
Лишь колонны зрительно разделяют притвор от основной части храма. При входе слева –канун. Справа расположена церковная лавка.
Благовещенская церковь – однопрестольная без приделов и хоро́в. Перед алтарём расположена просторная солея́ с кли́росами. Двухъярусный, резной иконостас разделяет среднюю часть и главную – алтарь.
Церковь внутри расписана по штукатурке в живописной манере заново известным сызранским художником, иконописцем, руководителем живописно-альфрейной мастерской «Сфера» Сергеем Васильевичем Саксоновым с благословения владыки Иоанна (Снычёва). Сергей Васильевич задал общее направление росписи, самолично расписав купол, подкупольные паруса и нижний ярус иконостаса. Остальную настенную роспись выполнял Вячеслав Вениаминович Заварицкий. Стены, столпы и своды храма расписаны библейскими сюжетами и изображениями Господа, Божией Матери и святых. Орнаментальную роспись выполнил Алексей Борисович Кулагин.
Иконостас в Благовещенском храме деревянный, покрытый краской под золото, двухъярусный. Царские врата выполнены в резном стиле, что позволяет пропускать свет, зрительно объединяя алтарь и основную часть храма. Это даёт возможность молящимся видеть благословляющего священника.
Храм во имя великомученицы Варвары
В 1990 году по благословению епископа Куйбышевского и Сызранского Евсевия (в 2022 году митрополит, на покое) рядом со зданием Благовещенского храма было начато строительство нового корпуса и домо́вого храма в нём. 6 июля 2014 года митрополит Самарский и Сызранский Сергий освятил вновь построенный храм в причтовом доме. Сохраняя память о прошлом, решили посвятить новый храм великомученице Варваре.
В планах было устроить в Фёдоровке мужской монастырь, разместить в новом здании монашеские келии. Но в связи с решением городских властей о выделении территории Свято-Воскресенскому мужскому монастырю в районе старой земской больницы в Портпосёлке Тольятти, имеющиеся в распоряжении участок и комплекс помещений в Фёдоровке переделали. Стали использовать сначала для проведения летних детских палаточных лагерей, а позже региональных молодёжных слётов и всех приходских мероприятий.
На территории храма построили амфитеатр, оборудовали душевые, умывальники, костровую площадку. В новом здании разместились просфорня, воскресная школа, библиотека, складские и административно-хозяйственные помещения. Помещения нового корпуса, встроенного в кирпичную ограду, предполагается устроить для нужд воскресной школы.
Двухэтажное здание административно-жилого корпуса с домо́вым храмом во имя великомученицы Варвары выполнено из кирпича, в строгом классическом стиле, выкрашено в белый цвет, слегка приукрашено навесом в виде арочной композиции на четырех столбах у главного входа. Центральная его часть, под треугольным фронтоном, слегка выдвинута вперед. Здание располагается на рельефе, и южный фасад обретает структуру трехэтажного здания, благодаря обнажившемуся подкле́ту. В цокольном этаже здания размещены: склад церковной утвари, хозяйственные помещения, кухня, имеется лифт для перемещения готовой продукции и кухонной утвари.
Здание увенчано восьмиугольной гранёной звонницей, которая завершается шпилем с крестом, устремленным в небо. Электронный звонарь был установлен в 2019 году.
Войдя в дом причта, попадаем в узкий холл, вытянутый в направлении линии фасада. Боковые от входа двери ведут слева – в трапезную, справа – на лестницу, поднимающую на 2 этаж. На первом этаже расположены классы воскресной школы. В холле можно ознакомиться с историей прихода в оформленной экспозиции фотографий и документов.
Кованные решетчатые врата и боковые двери храма, узкие стрельчатые окна ничем не затеняются и визуально дают возможность «пройти» и увидеть основную часть храма.
Трапезная – это самое большое внебогослужебное помещение в храмовом комплексе. Здесь проходят поминальные обеды, члены общины проводят совместные трапезы, отмечают именины. Социальный отдел прихода проводит разные акции для своих подопечных. Воспитанники воскресной школы показывают здесь концерты.
В основной части Варваринского храма мы видим четыре колонны, с опирающимися на них арками, которые в полной мере передают конструктивные особенности здания. Внутреннее пространство храма торжественное, сдержанное. Стены белые, крашеные.
Амвон на одну ступень приподнят над уровнем пола. В 2022 году был временный иконостас – простой и низкий. Царские врата ещё ниже, что позволяет видеть служа́щего священника, даже если они закрыты. Украшением им служат рукописные иконы. Низкая солея стирает пространственные границы храма. Освещается храм четырехъярусным паникадилом. Напротив алтаря устроен внутренний балкон, тянущийся вдоль всей западной стены.
Благодаря удачной архитектуре здание обладает прекрасной акустикой. Здесь совершаются богослужения в определённые дни: в престольный день – 17 декабря, в дни работы молодёжного форума, а также в двунадесятые праздники, когда из-за многочисленности прихожан служатся две Литургии в день, одна из которых совершается в Благовещенском храме.
Если подняться на клирос Варваринского храма, можно рассмотреть многоярусное паникадило с диаметром ходоса в 1,5 метра и высотой 3 метра. Прекрасно также виден алтарь, что позволяет преподавателям воскресной школы провести наглядный урок по устройству храма.
СВЯТЫНИ
В Благовещенском храме находятся старинные иконы, сохранённые местными жителями при закрытии, предположительно, Варваринского храма и возвращённые их потомками при возобновлении его деятельности. Это иконы Спаса Нерукотворного, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученицы Екатерины, великомученицы Варвары. В Варваринском храме имеются старинные иконы конца XIX века. Среди них – большая икона святителя Николая с металлическим нимбом и полудрагоценными камнями, икона Божией Матери «Неопалимая купина» с изображением на ней пророков Илии и Моисея и образ великомученицы Екатерины. Главной святыней является часть мощей великомученицы Варвары, помещённая в её иконе. Находится она на аналое в центре храма в честь её имени.
МИССИОНЕРСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
До революции при храме действовала церковно-приходская школа. В школе изучались Закон Божий, молитвы, Священная история, чтение, письмо, арифметика. В разное время в школе обучались от 20 до 30 мальчиков. В дни церковных праздников ученики школы читали и помогали на клиросе.
И в наши дни, продолжая добрые традиции благочестивых предков, при храме работает воскресная школа. Воспитанники изучают Закон Божий, Основы православной культуры, готовят музыкальные выступления к Рождеству Христову и Пасхе, изготавливают своими руками поделки для конкурсов, участвуют в епархиальных и региональных фестивалях. Преподаватели воскресной школы – клирики храма и профессиональные педагоги.
В воскресной школе сложились свои традиции, которые очень нравятся детям. Одна из них – совместная подготовка детей, педагогов и родителей к таинству Святого Причащения. Ребята поздравляют друг друга с именинами. В конце учебного года семьи воспитанников и педагоги посещают святые и природно-исторические места нашего Самарского края. В 2022 году в воскресной школе обучались 17 ребят возрастом от 6 до 13 лет.
На обширном клиросе Варваринского храма располагается достаточно укомплектованная библиотека. Количество экземпляров насчитывает 1,5 тысячи книг. Доступ в библиотеку свободен для каждого желающего.
На просторной храмовой территории организуются однодневные слёты для казаков и кадетов. Традиционно масленичные гуляния жители посёлка на Прощеное воскресенье проводят на территории прихода.
ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
17 декабря – великомученицы Варвары