Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Большая Рязань
Расположен при въезде в село Большая Рязань, находящееся в 60 км от Тольятти и в 3 км от Федеральной трассы М5. В пятистах метрах от храма находятся святые источники в честь иконы Божией Матери «Всецарица» и во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Церковная лавка работает каждый день с 9:00 до 14:00. Божественная литургия совершается по воскресным и праздничным дням с 9:00 до 12:00. Вечернее богослужение накануне воскресного и праздничного дней с 16.00 до 18.30. По субботам совершаются молебен и панихида с 10:00 до 11:00.
Телефон: 8 (8482)238424
Электронная почта: vved-bolshayaryazan@tltepar.ru
Сайт: http://vved-bolshayaryazan.tltepar.ru/
Страница в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/club183366590
Виртуальный тур: https://tltepar.ru/3d/vved-bolshayaryazan.html
ИСТОРИЯ
Старинное село Большая Рязань находится на увалистой равнине в западной части Самарской Луки. В географической литературе это большое пространство именуется Аскульской лесостепью. Ближайшие от Большой Рязани сёла: Малая Рязань, Переволоки, Валы, Жигули, Брусяны, Кольцово. Все они тоже расположены в Аскульской лесостепи. В Большой Рязани в 2022 году проживали около 1 150 человек.
Рядом с селом находится смешанный лес, богатый грибами и ягодами. Жители Самарской Луки называют его Рязанский лес. Расстояние от села до Жигулёвска – 20 километров, до Тольятти – 45, до Самары – 100, до Сызрани – 60 километров по федеральной трассе М5, проходящей рядом с селом.
Поселение образовано при царе Алексее Михайловиче Романове в 1670 году, когда этими землями и водами Самарской Луки владел Звенигородский Савва-Сторожевский мужской монастырь. Сюда переводились крестьяне из центральных уездов страны, основывались поселения. Топоним Рязань перенесён переселенцами из Переяславль-Рязанского, в настоящее время это город Рязань. В архивных источниках поселение именуется также Рязань, Старая Рязань, Брусяна. Название Большая Рязань появилось как антоним к возникшей неподалёку и позднее деревне Малая Рязань. Занятиями осёдлого населения были: земледелие, скотоводство, рыболовство, пчеловодство, охота, работа на торговых судах.
При Петре I в 1706 году все рыболовные промыслы и земли, принадлежавшие Церкви в Поволжье, были секуляризированы. В 1768 году Самарская Лука перешла во владение графов Орловых. В этот год в селе проживало 545 мужиков (число женщин в ту пору не учитывалось).
Позже село переходило по наследству потомкам: Орловым и Орловым-Давыдовым. В 1917 году имение перешло советскому государству.
С 1929 до 1996 год в селе был колхоз, специализирующийся на животноводстве и растениеводстве. Сегодня местные жители занимаются огородничеством, частным животноводством, пчеловодством и растениеводством. На заработки основная масса трудоспособного населения ездит в города Жигулёвск, Тольятти, Сызрань. Остальные работают в сельской школе, детском саду, клубе, мед.пункте, пожарной части, почтовом отделении и магазине.
Главные достопримечательности села: Введенский храм, святые источники
и музей истории сёл Ставропольского района. Через село Большая Рязань проходит несколько туристских маршрутов Национального парка «Самарская Лука». Один из них к пещере Степана Разина, которая расположена в 6-ти км южнее села. Путевки на маршруты можно приобрести в конторе лесничества.
Музей истории сёл небольшой, однако в его фондах — более тысячи экспонатов. Здесь археологические находки, редкие документы и книги, предметы крестьянского быта. Есть в музее чучела птиц, зверей и насекомых, обитающих на этой территории. Часть экспозиции посвящена деятельности Степана Разина в этих краях.
Село на въезде и на выезде ограждают поклонные кресты и памятные знаки, дизайн которых разработал тольяттинец Александр Васильевич Удалов. Их изготовление и установку профинансировали предприниматели из Тольятти Николай Борисович Козлов и Валерий Николаевич Прокофьев.
Сельский храм является архитектурной и духовной доминантой села, и святые источники известны даже за пределами России благодаря исцелениям, которые люди получают по своей вере.
Введенский храм был построен в центре села в 2002 году. Но раньше здесь была церковь, которая действовала с 1792 года 137 лет. В 1929 году она была закрыта, часть икон и церковной утвари местные жители разобрали по домам. Здание использовалось под зернохранилище, после войны пришло в ветхость и было разобрано. Верующие совершали паломничества в действующие храмы Самары, Сызрани и молились дома.
В 1985 году при разработке плана развития села секретарь парткома колхоза Алексей Васильевич Вовченко предложил председателю колхоза Владимиру Васильевичу Фролову построить храм в центре села, на пустыре, где когда-то стояла начальная школа, затем снесённая. Председатель колхоза был удивлён – отношение к религии в стране только начало меняться – но строительство храма было внесено в план.
На сельском сходе 19 июня в 1996 году было принято решение о регистрации прихода и строительстве храма в селе. К тому времени Алексей Васильевич уже был главой сельского поселения Большая Рязань. Администрация сельского поселения принимала активное участие во всех вопросах, связанных с организацией прихода и строительством храма. В 1996 году был зарегистрирован приход и выделен земельный участок под строительство. Первым настоятелем возрождённого прихода стал священник иерей Димитрий Калагаев. Первым старостой – Виктор Петрович Губский. Временным местом для совершения богослужений сначала был холл в клубе, а затем помещение в здании, расположенном рядом с выделенным участком под строительство храма. Сразу начались работы по восстановлению святых источников, которые мы посетим позже.
В 1999 году ныне почётный настоятель соборного храма Иоанна Кронштадтского города Жигулёвска протоиерей Павел Красноярцев в сослужении с отцом Димитрием освятил место под строительство храма. После этого начались строительные работы, финансирование которых взяли на себя АвтоВАЗ и Жигулевский комбинат строительных материалов. Много людей из разных городов и весей принимали участие в строительстве храма и его благоукрашении, в возрождении источников.
Интересный факт: село фактически стоит на воде, после возведения Куйбышевской гидроэлектростанции грунтовые и подпочвенные воды поднялись чуть ли не к поверхности земли. Теперь, где ни копни — везде вода. Но место, предназначенное для строительства храма, оказалось одним из немногих сухих участков в селе Большая Рязань из-за глинистой почвы, поэтому проблем с рытьём котлована под фундамент не возникло. В ходе работ в подкупольной части храма поселились два белых голубя, хотя в селе никогда голубей не замечали.
Между зданиями администрации и клуба, где когда-то 137 лет стоял храм, сегодня установлен памятный крест.
В здании, где расположена церковная лавка, когда-то размещался детский сад. Он переехал в новое строение напротив. После переезда детского сада помещения здания сдавались в аренду, а в 1997 году были переданы приходу – сначала половина, позже остальные. В одной стороне здания расположена просторная церковная лавка, а в другой – трапезная с кухней, приходская библиотека, административные и хозяйственные помещения. Пока строился храм, в одном из помещений находилась домовая церковь. Теперь это большая трапезная, в которой встречают многочисленных паломников.
4 декабря 2001 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил в молитвенном доме Литургию в честь престольного праздника храма и освятил купола с крестами, которые в этот же день были установлены. Технику и специальную бригаду предоставил АвтоВАЗ.
12 мая 2002 года в праздник Антипасхи (это первое воскресенье после Пасхи) архиепископ Самарский и Сызранский Сергий освятил храм и совершил в нём первую Божественную литургию.
Сельский храм стоит в глубинке России, а участие в его строительстве и благоукрашении принимали не только местные жители, но очень много людей из разных уголков нашей Родины. Вице-президент АвтоВАЗа Михаил Николаевич Добындо за активное участие в строительстве храма в селе Большая Рязань был удостоен Патриаршей награды – медали Русской Православной Церкви благоверного князя Даниила Московского. За труды во благо Святой Православной Церкви глава администрации села Большая Рязань Алексей Васильевич Вовченко был награждён Серебряным Знаком Святителя Алексия, Митрополита Московского и Всея России Чудотворца. Ныне покойный староста Виктор Петрович Губский был награждён Архиерейской грамотой.
АРХИТЕКТУРА
На огороженной территории слева от входа расположена церковная лавка, в центре – храм, напротив входа в церковь – беседка для отдыха и поклонный крест в память о всех воинах России.
Новый храм в селе Большая Рязань был возведён из дерева в традициях русского зодчества с престолом во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Разрабатывали проект и возводили храм мастера из Кирова. Общая площадь застройки – 316 квадратных метров. Его высота до верха креста колокольни – 22 метра.
Здание храма бревенчатое, обшитое доской, имеет форму корабля и состоит из трёх основных частей, расположенных по одной оси – алтаря, средней части и колокольни. Основным строительным материалом послужила сосна, оттого здание как снаружи, так и изнутри золотится. Храм увенчан семью луковичной формы куполами с крестами золотистого цвета. Пять куполов над основной частью храма с центральным посередине знаменуют Иисуса Христа и четырёх апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Два купола расположены один над алтарной частью, другой над колокольней.
Многоярусная квадратная колокольня является частью храма и включена в его композицию. Находится над западным входом. Восемь колоколов были отлиты в Воронеже.
Фасады здания простые, аскетичные. Единственные детали стен – выступы в виде пилястр на углах в местах сочленения брёвен. Весь храм обшит доской, тонированной в цвет тёмного дерева. Окна простой прямоугольной формы, близкой к квадрату, но слегка вытянутые по горизонтали. Перекрытия храма скатные, выполнены из листового металла голубого цвета. Алтарь выделен выступом треугольной формы, что усиливает сходство с кораблём.
Площадь территории, выделенной администрацией села для храма, позволила разбить сад, установить детскую площадку, беседку для отдыха и поклонный крест в память о всех воинах Российских.
Поклонный крест в память о всех военных, погибших за Родину – инициатива Алексея Васильевича Вовченко. Возле креста – две мраморные плиты с выбитыми именами сельчан-участников второй мировой, погибшими во время войны и скончавшимися уже после её окончания. 9 мая здесь совершается панихида.
В беседке уставшие после посещения источников паломники летом могут укрыться от жары в тени лиан, которыми она обвита. В тени беседки сушат яблоки – урожай из местного сада. Маленькие прихожане могут поиграть на детской площадке. Она устроена попечением одного из благодетелей – Виталия Викторовича Коротких.
Храмовая территория огорожена кирпичным забором с деревянной обрешёткой и с весны до поздней осени украшена цветами. Возле входа в храм паломники могут ознакомиться с приходской жизнью на информационных стендах.
Несколько высоких ступеней ведут в храм, поднимаясь по которым невольно вспоминаешь событие, которому посвящена церковь – Введение во храм Пресвятой Богородицы.
В притворе с левой стороны лестница ведёт на клирос – место для певчих и колокольню. Три разновысоких арки соединяют слегка зауженную часть основного объема храма с его центральной частью. Стены внутри повторяют материал стен фасада, только цвет дерева – светлый. Полы изготовлены из доски, покрытой простым суриком.
В этой части храма по правую и левую сторону арок находятся образа́: слева – святителя Петра, справа – преподобных Антония и Феодосия, держащих икону «Всецарица». Образа́ получили достойное обрамление в виде напольных киотов. Их пожертвовала семья Вишневских – Василий и Наталья – из посёлка Волжский.
Икона преподобных Антония и Феодосия, держащих образ «Всецарица», специально заказана приходом в честь покровителей святых источников.
Внутреннее убранство храма сдержанное и строгое, росписей нет, но есть деревянные резные украшения. Их выполнили мастера: Алексей Арефьев из Междуреченска и братство столярной мастерской Успенского прихода Тольятти. Новый резной престол в алтаре был сделан специально под стать всему интерьеру попечением настоятеля иерея Тимофея Котова.
Иконостас тоже резной, высокий и многоярусный, покрыт прозрачным полуматовым лаком, который защищает древесину и подчёркивает её красоту. Его резали московские мастера Свято-Троицкого братства «Щигры». Они же писали иконы на средства благоукрасителей храма Михаила Николаевича Добындо и Валерия Александровича Фадеева. В иконостасе с правой стороны находится икона покровителя Самарской Луки – преподобного Саввы Сторожевского. Звенигородский Савва-Сторожевский монастырь владел здешними землями и водами в семнадцатом веке.
СВЯТЫНИ
Ростовая икона Господа Вседержителя на правой стене в центральной части храма – из разрушенной церкви в Переволоках. Её передала в дар семья, которая хранила икону у себя дома. Всё это время члены семейства молились перед образом. Глава семьи считает, что остался жив, пройдя всю Великую отечественную войну, благодаря этому.
На правой стене расположена ещё одна ростовая икона – Николая Чудотворца. Этот образ – дар одного из ныне закрытых Пензенских монастырей. Икону сохранила бабушка знакомого Алексея Васильевича Вовченко – Виталия Константинович Рябова из села Александровка. Родители Виталия Константиновича – жители села Большая Рязань, поэтому он решил передать Введенскому храму дорогой образ Николая Чудотворца.
В храме хранятся части мощей святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Феодора Ушакова, переданные в дар митрополитом Самарским и Новокуйбышевским Сергием.
Единый ансамбль с иконостасом составляют резные напольные киоты по обе стороны от него. Эти произведения искусства создал обычный плотник из Междуреченска Алексей Арефьев по благословению настоятеля храма иерея Петра Акимова. Руками этого мастера выполнены многие резные изделия, украшающие храм. С левой стороны в напольном киоте размещена главная храмовая святыня – икона Пресвятой Богородицы «Всецарица».
На Афоне находится образ Богородицы «Всецарица», написанный в VII веке и почитаемый чудотворным. По вере перед этой иконой люди получают исцеление при раковых заболеваниях. Многочисленные пожертвованные личные драгоценности в благодарность за исцеления свидетельствуют, что Божия Матерь и через местночтимый образ являет Свою милость в русской сельской глубинке. Каждую первую субботу месяца здесь служится молебен с акафистом с просьбой об исцелении болящих. Икона «Всецарица» в Большой Рязани написана в честь одноимённого святого источника, расположенного в пятистах метрах от церкви. В 2017 году одна московская семья в благодарность после исцеления от раковой опухоли 5-ти летнего сына на деньги, которые она планировала потратить на лечение, поменяла все окна в храме.
Местночтимыми святынями являются часть сохранившейся утвари из старого закрытого храма – Евхаристическая Чаша, лжица и коржец, которые вернули местные жители. Они используются при совершении богослужений. Сохранились напрестольные Евангелие и крест – они переданы в музей Тольяттинской Епархии.
В храме много старинных икон. Их приносили жители близлежащих населённых пунктов. Они находятся в алтаре, на стенах храма и на аналое в центре. Интересный факт: разными людьми были принесены 5 икон, называемых «Двунадесятые праздники с Пасхой». Такая икона пишется для одного храма. Значит в Введенской церкви сейчас находятся иконы из пяти закрытых в советское время храмов.
Большую икону «Табынская», которая находится на левой стене, подарили постоянные паломники из Оренбурга. Паломнические службы из Оренбуржья включают в свои маршруты село Большая Рязань.
Притягивает к себе взор икона Пресвятой Богородицы «Казанская» на западной стене основной части храма. Старинная, намо́ленная, в добротном киоте, она была отреставрирована на сре́дства, которые собирала прихожанка Пелагея Дмитриевна. До реставрации икона была истыкана острым предметом. Пелагея раздавала собранные в местных лугах целебные травы паломникам и рассказывала об иконе Божией Матери, которую нужно восстановить. Таким образом собрали средства на реставрацию. Усердием семьи Вишневских из Волжского и священника из Башкирии образ Богородицы был облечён в ризу.
Деревянный храм, в котором много старинных образо́в, располагает к молитве, в нём уютно и тепло.
ИСТОЧНИКИ
Знаменитые святые источники находятся в пятистах метрах от храма.
Одновременно с образованием прихода началось восстановление святых источников в селе Большая Рязань.
Не сохранилась история их появления, кроме тех фактов, что к ним совершались крестные ходы и служились водосвятные молебны до революции. После революции до времени, как сельчане взялись за восстановление источников, они были безымянные и захламленные. Поэтому можно считать началом их истории 1997 год, когда родники расчистили, и божественным промыслом у них появились имена.
При Казанском храме города Тольятти жила монахиня Мария (Баннова) –уроженка села Большая Рязань. Матушка скорбела о запустении святых родников. Во сне она увидела двух монахов, которые ходили вокруг большерязанского источника и что-то записывали в свои свитки. Окликнула их, а монахи молча посмотрели на неё и исчезли. Монахиня решила рассказать о своём видении настоятелю Казанской церкви протоиерею Николаю Манихину. Отец Николай в то время был благочинным всего Ставропольского района. Разговор проходил в храме. Когда она говорила, её взор упал на икону преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, и она воскликнула: «Да вот же они!». Вопрос, в честь кого освятить один из источников был решён – во имя основателей монашеской жизни на Руси.
Раздумывая, в честь кого освятить второй источник, отец Николай решил поступить так: какая икона окажется у него в руках первой из вновь поступивших, так и назвать источник. Этой иконой оказался образ Пресвятой Богородицы «Всецарица». Как раз в это время в Тольятти приезжали монахи со Святой Горы Афон. Они привезли много образо́в «Всецарицы» и раздавали всем верующим. Посетили они и Казанский храм. Так решился вопрос о названии второго источника.
Активное участие в восстановлении источника в честь святых Антония и Феодосия принимал прихожанин Казанской церкви Тольятти Василий Васильевич Мелёхин. Получив исцеление от болезни в Киево-Печерской Лавре, он с благодарным сердцем принялся за это богоугодное дело.
В 1997 году силами администрации села с помощью тольяттинцев, насельников новообразованного Воскресенского мужского монастыря Тольятти и местных жителей была вырублена крапива. Несколько машин мусора пришлось вывезти с территории. Поменяли срубы, забетонировали площадки вокруг ключей, соорудили часовню с куполом и крестом, оборудовали открытую купальню, щебёнкой выложили тропинки. Василий Мелёхин привлекал к работам местных жителей и тольяттинцев. Финансирование необходимых затрат взяли на себя Александр Фёдорович Антонов, Сергей Семёнович Колесников и другие доброхоты. Глава администрации Ставропольского района Александр Степанович Пучков помог устроить ограждение источников.
В 1997 году протоиерей Николай Манихин совершил первый молебен Божией Матери и преподобным Антонию и Феодосию на источниках в Большой Рязани.
В 2021 году приходом вновь была проделана большая работа: отреставрирована и покрашена часовня над источником «Всецарицы», установлена площадка на сваях перед часовней. Над святым родником преподобных Антония и Феодосия возведена новая часовня.
Летом источники утопают в зелени. Зимой это место красиво по-своему – вода никогда не замерзает, а на проталинах возле ключей всегда зелёная трава.
Источник «Всецарицы»
Людская молва говорит, что вода из Богородичного источника имеет особую благодать – употребляя её по вере, больные получают исцеления от рака или облегчение болезни.
В мире есть всего два источника, освящённых в честь иконы «Всецарица», – в Иерусалиме и в Большой Рязани. На источник в село приезжала одна семья из города Тольятти, они рассказали, что были на Рождество Христово в Иерусалиме и попали на источник Божией Матери «Всецарица». Священник, который вёл службу, сказал: «На земле существуют всего два подобных источника. Один перед вами, а второй находится в российском селе Большая Рязань. Когда приехали домой, стали искать по карте, нашли. Оказалось, что село находится рядом с Тольятти.
Люди из уст в уста передают многочисленные свидетельства об исцелении от различных болезней.
...Паломница Татьяна, страдавшая онкологическим заболеванием, трижды приезжала в село, обливалась святой водой из источника «Всецарица». Через некоторое время врачи констатировали – опухоль исчезла.
... Прихожанка одного из храмов Самары сообщила, что у её мужа на ногах были незаживающие язвы. Она протирала их водой из источника «Всецарица». Наступило полное выздоровление.
... Житель Тольятти Василий рассказал, что у него сильно болели ноги. Врачи обрекли – болезнь неизлечима. Часто бывал на источниках, обливался водой. Болезнь ушла.
И таких историй не счесть.
Источник преподобных Антония и Феодосия
Люди, получившие исцеления, свидетельствуют, что вода источника преподобных Антония и Феодосия по молитвам святых исцеляет суставные болезни и кожные заболевания.
При отце Димитрии Калагаеве получила исцеление женщина, приехавшая из Германии к своим родственникам в Тольятти. Её сестра возила гостью по святым местам малой родины. Путешествуя по Самарской Луке, заехали в Большую Рязань. У той женщины давно и сильно болела нога. Она опустила ногу под струю родника. Батюшке вскоре сообщили радостную весть об исцелении.
Отец Димитрий также засвидетельствовал следующий случай. Село расположено рядом с федеральной трассой. Дальнобойщик, проезжавший мимо села, почувствовал сильную резь в животе. Решил заехать в сельский медпункт Большой Рязани. Но там никого не оказалось. Ему посоветовали попить воды с источника с молитвой о помощи. Он так и сделал. Боль ушла. Теперь, проезжая мимо, он всегда делает остановку в селе Большая Рязань, чтобы набрать целебной воды.
В часовне установлен гранитный массивный крест с высеченными на нём словами: «Преподобные отцы Антоние и Феодосие Киево-Печерские, молите Бога о нас!..».
Преподобный Антоний прибыл со Святой Горы Афон по призванию Пресвятой Богородицы. И Первообраз «Всецарицы» так же находится на Афоне. А значит, афонское благословение пребывает на этом месте, и невидимая связь со Святой Горой хранит живущих под покровом её святых молитв.
МИССИОНЕРСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
При храме нет воскресной школы для детей. Но прихожанки, работающие в детском саду (а это практически все сотрудницы, начиная от директора и заканчивая нянечкой), приобщают ребят, посещающих детский сад, к традициям православной культуры. Они регулярно приводят детей в храм, рассказывают о церковных праздниках, батюшка помазывает их освящённым елеем.
Ежегодно с 30 по 31 августа совершается крестный ход из Соснового Солонца через Брусяны в Большую Рязань. В день общецерковного празднования иконы «Всецарица» 31 августа в Большой Рязани проводится торжественная служба: Божественная литургия и крестный ход на источник. Здесь служится молебен с водоосвящением.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы
Церковь решили посвятить двунадесятому празднику, так как главный придел первого храма был Введенский. В этот день приезжает много богомольцев из разных городов и весей, совершается молебен с водоосвящением, Божественная литургия и крестный ход вокруг храма, устраивается праздничное угощение.