Храм во имя Иоанна Предтечи с. Осиновка
Расположен в центре села Осиновка, находящегося в 40 км от Тольятти и в 20 км от Трассы М5 при повороте направо.
Церковная лавка работает во время богослужений. По просьбе прихожан храм может быть открыт в любое время, так как священник живет неподалёку, на двери храма есть номер телефона настоятеля. Божественная литургия совершается по воскресным и праздничным дням. Вечернее богослужение накануне воскресного и праздничного дней с 16.00 до 19.00. Божественная литургия в воскресный и праздничный дни с 9.00 до 12.00. В субботу в 9.00 совершается панихида, в 10.00 молебен на роднике.
Телефон: 8 (937) 2339402
Электронная почта: hram_osinovka@tltepar.ru
Сайт: http://predtecha-osinovka.tltepar.ru/
Страница в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/hram.osinovka
Виртуальный тур: https://tltepar.ru/3d/predtecha-osinovka.html
Требы онлайн
ИСТОРИЯ
Старинное село Осиновка находится в правобережной части Ставропольского района Самарской области на Самарской Луке. Поселение находится в заповедных местах в 3 километрах от Волги, в окружении лесов, наполнено запахом луговых трав и речной свежести. Осиновка – центр сельского поселения, в которое административно входят сёла Винновка и Ермаково. От Жигулёвска до Осиновки – 35 километров.
Первые упоминания о селе в летописях относятся к 1628 году. Основано поселение на Осиновском буераке (овраге). Отсюда и название. Несколько позднее во второй половине 17 века рядом появились селения Винновка и Ермаково. Хорошая земля и река привлекали помещиков, земледельцев, крепостных, рыбаков, бурлаков. В 17 веке землями владели монастыри, при Петре 1-м – граф Меньшиков, при Екатерине 2-й – графы Орловы и их потомки до Октябрьской революции.
В 1714 году в селе был построен каменный храм, который руинированный стоит до сих пор при въезде в село. Предание гласит, что он был построен на деньги графа Александра Меньшикова в благодарность святителю Николаю за спасение во время шторма и был поначалу единственным каменным храмом на Самарской Луке. Сюда приезжали из других близлежащих сел креститься, венчаться, отмечаться в метриках. До революции село насчитывало около 3 000 человек.
В 1918 году в селе установилась советская власть. Религия была объявлена пережитком. Как и во всех храмах в 20-х годах была изъята богослужебная утварь, как и все священнослужители, осиновский священник ущемлялся в правах. В 1929 году церковь закрыли, священника убили. Здание пытались разрушить. Четыре раза взрывали, начиная с 1938 года. Пораненная, политая кровью, церковь выстояла и возвышается немым укором сельчанам. Никольская церковь включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Во время Великой отечественной войны селяне вместе с соотечественниками защищали Родину на фронтах и в тылу. Земляки им установили в селе памятник. 9 мая местный священник совершает здесь заупокойную литию.
Кроме руинировангного храма недалеко от Осиновки есть ещё одно примечательное место. Люди его называют Люпов Крест. Семиметровый на высоком холме, он приковывает к себе взоры всех, кто проплывает вниз по Волге. Снизу под горой рядом с водой – каменная часовня, в которой похоронен герой русско-японской войны, штабс-капитан Алексей Николаевич Люпов, командующий 5 батареей в Порт-Артуре. Его брат в память о нём воздвиг этот крест. В 1952 году сильнейшим ураганом крест согнуло. Коммунисты настаивали на том, чтобы срезать крест, но неожиданно за него вмешались Небеса. Год выдался засушливым, почти все выгорело. Старожилы совершили крестный ход с иконами и молитвами ко кресту. Согнувшийся крест спилили и поставили на дубовые столбы рядом со старым основанием. Помолились, через 2 часа пошел сильнейший ливень, утвердивший силу креста. В 2021 году по благословению епископа Тольяттинского и Жигулевского Нестора крест был отреставрирован, под ним устроили новое основание. Живы жители села, которые рассказывали о том, как этот крест спасал их во время метели в поле или во время сильных волн на реке.
До перестройки в селе был колхоз с кузницей, двумя мельницами, пасекой. Выращивали хлеб, поставляли государству мясо, молоко, мёд и шерсть. Постепенно после войны начался отток жителей в город. В 1970-е годы в Осиновке насчитывалось лишь 80 домов. Возрождение села началось в конце 80-х. Были построены двухквартирные дома и коттеджи, автоматическая телефонная станция, двухэтажное здание школы, отремонтирован сельский клуб, проложены асфальтированные дороги. Население увеличилось до 400 человек, молодёжь стала оставаться в селе после окончания школы. В 2022 году в селе работала агрофирма, которая возрождала животноводство, обрабатывала заброшенные поля.
В 2011 году в Осиновке был построен новый храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В 1999 году на сельском сходе в селе Осиновка было принято решение открыть православный приход, возобновить богослужебную и церковную деятельность, которой не было уже 70 лет. В 2006 году была проведена экспертиза разрушенного храма. Самарские строители и ученые заключили, что восстановление храма нецелесообразно. В связи с заключением экспертов, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (в 2022 году митрополит Самарский и Новокуйбышевский) благословил строить в селе новый храм. Хотя разрушенный храм носит имя святителя Николая, новый храм решили посвятить Иоанну Предтече, так как Никольских храмов было много. К тому же старый разрушенный храм имел два алтаря, один из которых был во имя Крестителя Иоанна. После подавления Пугачевского восстания у исторического Никольского храма появился придел в честь Иоанна Крестителя. Как говорит предание, местные жители вышли на встречу Пугачеву крестным ходом с иконой Иоанна Крестителя. В момент встречи с Пугачевым от образа сверкнул луч, ослепивший лидера восстания. Пугачев приложился к образу и прозрел. Ошеломленный, он ушел из этих мест, не тронув население.
У истоков образования нового прихода стояли протоиерей Павел Красноярцев, благочинный Жигулевского церковного округа, жители села: Раиса Петровна Мотина, Эдуард Мазитович Идиатулин, Венера Хусяиновна Фо́фанова и другие.
В 2000 году настоятелем был назначен священник Александр Алешин. Администрацией было выделено бывшее здание спортзала старой осиновской школы и участок под ним. Общими усилиями местных жителей и доброхотов переоборудовали его под храм. Внешне здание прихода напоминало заброшенную избушку с маленькой маковкой на крыше, но внутри все располагало к молитве. Денег на колокола не было, вместо них звонили на службу в кислородные баллоны.
7 июля 2006 года было освящено место под строительство нового храма рядом с молитвенным домом, а в скором времени был заложен фундамент. В этом же году настоятелем стал иерей Павел Фо́фанов, который приложил немало усилий в строительстве храма. Эту небольшую церквушку строили всем миром – и местные, и благодетели из Жигулевска, а также дачники и школьники. Строительство продолжалось шесть лет. На Вербное Воскресенье 7 апреля 2011 года была отслужена первая Божественная литургия. В 2012 году на престольный праздник, 7 июля, по благословению митрополита Сергия храм был освящен епископом Кинельским и Безенчукским Софронием.
В 2014 году стараниями настоятеля и прихожан на территории храма выкопан колодец. Его глубина – 10 метров, а ширина – полтора метра. Колодец освящен во имя преподобной Марии Египетской. В жаркое время года это одно из любимых мест местных ребятишек, а также спортсменов велосипедистов, так как мимо проходит велосипедная кругосветка по Самарской Луке. На праздник Крещения Господня батюшка совершает здесь великое освящение воды.
АРХИТЕКТУРА
В 2022 году на огороженной храмовой территории располагалась церковь, хозяйственное строение – бывший молитвенный дом, здание, в котором размещены кабинеты воскресной школы, кухня, чайная, трапезная, комнаты для паломников. В ограде церкви устроен колодец.
Здание нового храма представляет собой деревянное сооружение в форме равностороннего креста с шатровым завершением. Храм увенчан пятью куполами. Центральный купол располагается на шатре над средним объемом и колокольней. Четыре прочих равновеликих купола расположены по четырем сторонам от центрального. Алтарь, притвор и боковые приделы имеют равную с остальными форму и объем. Храм бревенчатый, имеет срубовую конструкцию. Фасады сооружения обшиты декоративной доской в горизонтальном направлении. В целях усложнения пластики фасадов углы сооружения в местах сочленения бревен обшиты доской под углом. Весь храм имеет цвет насыщенного тёмно-кораллового оттенка. Окна храма обычных пропорций прямоугольной формы. Перекрытия цилиндрические, расширяющиеся по краям. Нижняя отметка здания приподнята над уровнем земли, в храм ведет крыльцо с 5 ступенями. Главный вход, традиционно, с западной стороны.
При проектировании за образец взят храм-часовня Державной иконы Божией Матери из комплекса храма Христа Спасителя в Москве. Проекта храма позаимствовали у прихода Владимирской иконы Божией Матери Жигулевска. Проект был доработан, и храм получился выше жигулевского и длиннее. Над центральным входом, мы можем увидеть икону Иоанна Предтечи. Имеются северный и восточный входы, оформленные аналогично центральному. Здание храма компактное и уютное.
Войдя в храм с центрального входа, мы попадаем в достаточно просторный притвор с винтовой лестницей, ведущей на второй ярус и колокольню. Внутреннее убранство храма в полной мере передает аскетику деревянного сруба. Иконостас расписал самарский художник Рудольф Николаевич Баранов. Малый масштаб здания, близкий к жилищу человека, природные материалы (бревна, дерево), запахи сосны, ладана и воска, создают теплую, праздничную атмосферу.
Верхняя видимая часть колодца на прихрамовой территории выполнена в одном стиле с храмом, что делает его частью архитектурного ансамбля. Прочная конструкция над ним, выполненная в виде навеса, и крышка над горловиной ограждают сам колодец от негативных условий его эксплуатации: осадков, ветра с пылью, осенней листвы, птиц и животных. Оголовок увенчан крестом, под крышей – икона преподобной Марии Египетской, полторы тысячелетие преставления которой отметила Церковь в 2022 году.
Напротив нового храма – старое деревянное строение, в котором служили и молились до появления новой церкви. В 2022 году он был отдан под хозяйственные нужды прихода.
ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Престольный праздник отмечается 7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи, и 11 сентября – в день Усекновения главы Иоанна Крестителя.
СВЯТЫНИ
В храме много старинных икон из разрушенных на Самарской Луке храмов, а также частиц мощей святых угодников Божиих. Чтимой является мозаи́чная икона святителя Николая с частью его мощей.
ИСТОЧНИК
В 2020 году недалеко от разрушенной Никольской церкви был восстановлен и освящён древний источник. Родник течет прямо из-под старинного храма. Упоминания в летописях о нем начинаются с первой половины 18 века. Местные старожилы рассказывали, что он функционировал до революции. Над источником построена часовня. Освящён родник во имя Иоанна Предтечи. В весенний паводок вода для питья не пригодна, можно только обливаться в устроенном для этого месте рядом с часовней, но в остальное время можно пить.
В зимний период вода в источнике почему-то сладкая на вкус. 18 января в навечерие Богоявления священник совершает здесь великое освящение воды. Каждую субботу служатся молебны с водоосвящением. Планируется устройство купели для полного погружения.
МИССИОНЕРСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Богослужения, как и во всех деревенских храмах, бывают по выходным и праздникам. Несмотря на то, что храм в основном закрыт по будням, для прихожан и паломников это не имеет особого значения, так как настоятель живет не далеко, номер его телефона указан на входе, и в любой момент он или матушка могут открыть храм.
На богослужениях настоятелю помогают большое количество алтарников, как мальчишек, так и пожилых. На Пасху бывает собираются до 10 пономарей и 150 прихожан. Хор состоит из 10 человек, которыми руководит регент матушка Ольга. Полный хор в сельском приходе – это большое богатство, к тому же певчие поют безвозмездно. Периодически приезжает старый сербский монах, и настоятель служит с ним по Афонскому уставу.
Настоятель иерей Павел – сам местный житель Осиновки. С самого начала образования прихода, будучи еще ребенком, помогал батюшке в алтаре. Со временем закончил Самарскую Духовную Семинарию и вернулся в свое родное село. Сочетает со своими прямыми обязанностями священника еще плотницкое ремесло, заготовку иван-чая, официальное рыболовство и является многодетным отцом – имеет орден «Во славу отцовства».
Настоятель является окормляющим священником Жигулевского Казачьего войска, а также реестровым казаком. В связи с этим в храме периодически проходят казачьи круги и различные мероприятия, исповедь, причастие казаков и членов их семей.
Приход ведет просветительскую и социальную деятельность, работу с молодёжью. В летний период на богослужении много детей – 20-30 человек. Каждый прихожанин может после Литургии за чашкой чая посидеть, отдохнуть и пообщаться с настоятелем.
Источник: виртуальный тур https://tltepar.ru/3d/predtecha-osinovka.html