Храм во имя бессребреников Космы и Дамиана с. Брусяны

Храм расположен в центре села Брусяны, в 70 км от г. Тольятти и в 13 км от Федеральной трассы М5.

Церковная лавка работает во время богослужений. Божественная литургия совершается по воскресным и праздничным дням с 9:00 до 11:00. Вечернее богослужение накануне воскресного и праздничного дней с 16.00 до 18.30. По субботам совершается панихида с 9:00 до 10:00. Среди недели по просьбе прихожан служатся заказные молебны.

Адрес: РФ, Самарская обл., Ставропольский р-н., с. Брусяны, ул. Советская д. 59А
Телефон: 8 (917) 810-52-51
Электронная почта:   kosmadamian-brusiany@tltepar.ru
Сайт:  http://kosmadamian-brusiany.tltepar.ru/
Страница в социальной сети «ВКонтакте»: нет
Виртуальный тур: https://tltepar.ru/3d/kosmadamian-brusiany.html

История

Село Брусяны образовано при царе Алексее Михайловиче Романове в 1652 году. Расположено в западной части Самарской Луки на территории, в географической литературе именуемой А́скульской лесостепью. Ближайшие от Брусян сёла: Кольцово, Мордово, Севрюкаево, Малая Рязань, Большая Рязань. Административно Брусяны входят в сельское поселение Большая Рязань. Территория этой округи является памятником природы – в местных оврагах находят окаменелости древних моллюссков морей юрского периода и остатки поселений бронзовой эпохи. В окрестностях села выявлено 11 археологических памятников: 2 селища и 9 курганных могиль­ников. Рядом с селом – густые непроходимые леса, которые делают эти места одним из самых глухих на всей Самарской Луке.

Название получило по речке Брусяне, оставившей на окраине села овраг Сухая Брусяна. Некоторые исследователи считают, что топоним произошёл от слова «брусок» — камень для точения ножей и других острых предметов. Эти места в старину славились отличными точильными бруска­ми. Здесь залегают толщи сливного песчаника — крепчайшего звонкого камня.

Поселения Самарской Луки, в том числе Брусяны, были во владении монастыря Саввы Сторожевского в XVII веке, графа Меньшикова при Петре I, Григория Орлова при Екатерине II и далее его потомков до октябрьской революции.

С 1928 по 1996 год в селе был колхоз. После его упразднения жители стали заниматься частным животноводством и растениеводством. В протоке Волги рядом с Брусянами водится рыба, которую местные рыболовы ловят летом и  зимой.  Сегодня в Брусянах проживают 120 человек. Трудоспособное население работает в близлежащих городах: Тольятти, Сызрани, Жигулёвске.

АвтоВАЗом для работников в 1983 году в юго-восточной части Брусян на берегу Волги был основан дачный массив. Дачники оживляют село с мая по ноябрь, они же являются прихожанами сельского храма.

Брусяны — родина Василия Григорьевича Алферова, журналиста, поэта, прозаика, публициста (годы жизни с 1899 по 1988). Известную песню «Ивушка», положенную на его стихи, пели Людмила Зыкина и хор имени Пятницкого.

Главные достопримечательности села: храм, святой источник и обелиск с именами воинов-брусянцев, погибшими в Великой Отечественной войне. Во время Второй мировой войны в Брусянах был открыт детский дом для детей из блокадного Ленинграда.

На территории сельского кладбища возведена часовня. Храм в центре села является его архитектурной, культурной и духовной доминантой и одним из немногих строений, сохранившихся в селе, дореволюционной постройки. Он включён в реестр памятников культуры регионального значения. 

До 1840 года в селе была деревянная церковь в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Она сгорела. Жители села были прихожанами церкви приписного села Кольцовки (ныне Кольцово). Но храм в Кольцовке был небольшим и старым, вмещал 76 душ, а в Брусянах проживало уже около 1500 человек. 

После отмены крепостного права весной 1880 года на сельском сходе было решено строить церковь, но уже каменную. Попечителем стройки избрали местного жителя Петра Васильевича Кострюкова. Пять лет шло строительство на народные деньги и за счёт банковского кредита. Накануне престольного праздника – памяти святых врачей Космы и Дамиана – осенью 1885 года каменная церковь, с объ`мным полукружием алтаря и единственным куполом на широком граненом барабане с арочными окнами, была освящена и начала действовать,

Ещё 6 лет велись работы по её окончательной отделке: позолачивали иконостас, приобретали колокола и церковную утварь, сооружали подсобные строения, дом для причта. В ближайших сёлах ходоки из крестьян регулярно собирали небольшие суммы на благоустройство своего храма. Священнику оплачивали из средств общины.

В первой половине 20-го веках церковь была закрыта, утварь частично изъята, частично уничтожена, частично осела по домам местных жителей. Купол с крестом был сброшен, колокольню разрушили, колокола ушли под воду, но сам храм разрушить не удалось из-за крепкой кладки. Здание пытались приспособить под клуб, но интересный факт: когда служба шла – и в дальнем углу было слышно, а как сцену сделали, звук стал глохнуть, ни спеть под гармонь, ни стихи почитать. Так и стояло разрушенное здание посреди села.

В годы войны рядом с храмом, в доме дореволюционной постройки,  располагался детский дом с ребятишками, эвакуированными из Ленинграда. На кирпичной кладке и фундаменте церкви Космы и Дамиана до сих пор можно увидеть многочисленные надписи, нацарапанные более 70-ти лет назад малолетними блокадниками, которые облюбовали пустующий храм для детских игр: имена, фамилии, признания в любви. В село приезжают делегации «детей войны» из Санкт-Петербурга. 

Святое место было в запустении, служа прибежищем для скота, до 1983 года. Семья Суворовых взяла на себя попечение по восстановлению старинной церкви. Намерения Суворовых благословил в то время благочинный Ставропольского района протоиерей Николай Манихин, и началось многотрудное восстановление. Сначала закрыли входы для скотины и вывезли навоз. После того, как навели порядок, залили пол, отремонтировали крышу, оштукатурили, вставили двери и окна, выложили полы плиткой, оградили территорию забором, посадили декоративные деревья. В храм местные жители вернули три иконы: Спасителя, Казанскую и Тайной Вечери. Их отреставрировали, заказали новые и резной иконостас, установили купол с крестом. Осталась не восстановленной лишь колокольня. Продолжаются работы по благоустройству территории.

Одновременно с реставрацией храма возобновилась жизнедеятельность христианской общины. До регистрации прихода молебны совершал священник Димитрий Калагаев из села Большая Рязань. В 2000 году был зарегистрирован приход, для окормления общины назначен насельник Воскресенского мужского монастыря Тольятти иеромонах Дионисий (Чибов). Начались службы, стали приезжать паломники. После отца Димитрия на приходе служили монахи Воскресенского мужского монастыря: иеромонах Дионисий (Чибов), иеромонах Антоний (Карачков), иеромонах Митрофан (Биляйкин). В храме несколько лет служил известный священник ныне почивший протоиерей Николай Агафонов – лауреат Патриаршей литературной премии, автор многих художественных книг для взрослых и детей. В храме несли своё служение священники Пётр Акимов и Димитрий Синенко. В настоящее время приход окормляют иерей Тимофей Котов из села Большая Рязань и иеромонах Даниил (Мальков) из Воскресенского мужского монастыря Тольятти. 

Архитектура

Храм Космы и Дамиана расположен на огороженной территории площадью 3 000 кв.м, где кроме церкви имеются следующие постройки: дом для служителей, трапезная, туалеты. Есть двое въездных ворот. Историческим является только здание храма, построенное в 1885 году. Остальные – вновь возведённые.

Здание храма характеризуется расположением его частей – храм, алтарь, притвор и колокольня – в одну линию, образуя единое сооружение  корабельного типа.

В 2010 году тольяттинским архитектором Бабиновой Еленой Ивановной был разработан проект реконструкции храма с возведением колокольни.

В результате проведённых реставрационных работ храм приобрёл современный вид. Цоколь храма выполнен из природного камня. Алтарь выделен полуци́ркульной апси́дой с двумя оконными проёмами по бокам. Имеется три входа – главный западный и два боковых – северный и южный. Боковые входы возведены в виде порталов, выкрашенных в белый цвет, к которым ведут трёхступенчатые лестницы. Пилястры поддерживают треугольный фронтон, в основании которого расположено круглое окно. Центральный вход будет выполнен в том же стиле по разработанному проекту реконструкции. Высота здания до креста 24,8 м. Храм увенчан массивным лу́ковичным куполом зелёного цвета на широком восьмигранном барабане. Барабан украшен восемью спаренными окнами. Крыша завершается декоративным карнизом. Стены основного объема храма прорезают по три окна с северной и южной сторон. Все окна в храме высокие, арочные, в деревянных переплётах, с декоративными кирпичными наличниками, окрашенными в белый цвет.

В интерьере храма можно отметить следующие архитектурные особенности: цилиндрические перекрытия, опирающиеся на декоративные пилястры; скошенные подоконники – для увеличения количества солнечного света. На окнах – кованные решётки, сохранившиеся от старого интерьера. В церкви установлен деревянный резной иконостас, изготовленный московскими мастерами под руководством Олега Тихоновича Чаных. Образа́ верхнего ряда иконостаса и Царских врат были написаны известным и́стринским художником-иконописцем Юрием Гавриловичем Шмелёвым. Остальные образа́ иконостаса написаны московским иконописцем Ксенией Николаевной Соколовой. 

В ограде храма строится новая трапезная с котельной. Электрическое отопление сменили на газовое. При поддержке Губернаторского проекта «СОдействие» с южной стороны  храма, где находится памятник воинам Второй мировой войны, разбит парк Победы. Здесь установлены беседка, скамейки, освещение, выложены дорожки, посажены декоративные деревья и газон. 9 мая священник служит панихиду о упокоении погибших земляков. Планируется устроение детской площадки.

Святыни

В иконостасе размещены три иконы 17 века, сохранившиеся из старой церкви: Тайной Вечери, Спасителя и Казанская икона Божией Матери. Попечением Суворовых они отреставрированы московским специалистом. По рассказам бабушки, которая принесла святыни, её дед, во время разорения церкви, сумел ночью тайно унести иконы со двора, где они лежали в куче и были приготовлены для сожжения. После спасения иконы  много лет хранились на чердаке, ожидая возвращения в храм, но изрядно пострадали. Икону великомученика Пантелеимона по заказу семьи Суворовых написала дочь почётного настоятеля жигулёвского Иоанно-Кронштадтского соборного храма протоиерея Павла Красноярцева – Варвара. В храм часто приезжают паломники. Здесь одно время мироточили несколько икон. И нередко по горячим искренним молитвам у святынь верующие получают просимое.. 


Престольный праздник

В брусянском храме издавна принято праздновать память святых Космы и Дамиана дважды – 14 июля Косме и Дамиану Римским и 14 ноября (это собственно престол) Косме и Дамиану Асийским. Почитая память покровителей храма и села, приход два раза в год устраивает праздник для местных жителей и паломников. В эти дни совершается молебен с водоосвящением, Божественная литургия и крестный ход вокруг храма и на источник. Семья Суворовых готовит праздничное угощение для всех, приехавших помолиться.

Источник

В двухстах метрах от храма из-под земли у древних скал, оставшихся от доисторического моря, сочатся девять кристально чистых ключей, наполняющих колодец, обустроенный трудами семьи Суворовых в 2012 году.  Освящён источник, как и храм, в честь святых целителей Космы и Дамиана Ассийских. Неподалеку от источника обустроены две купальни для обливания. Вода здесь зимой не замерзает. И уже есть свидетельства об исцелениях. Так, у молодой женщины Юлии из Тольятти был смертельный диагноз – туберкулёз лёгких. С последней надеждой она со свекровью приехала на источник безмездных врачей Космы и Дамиана. Женщины долго молились со слезами, больная пила воду и обливалась ключевой водой. Господь по молитвам святых помиловал страждущую и дал ещё время на покаяние и добрые дела. У жительницы села был диагноз – склеродермия, на ногах образовались три болезненных очага. Врачи констатировали неутешительный прогноз развития болезни. Во сне женщина увидела, что нужно ходить на источник и обливать больные ноги водой, что она и стала делать. Незаметно всё прошло, опасные очаги исчезли.

Источник находится  глубоко в овраге, в окружении ив. Наверху располагается беседка, от которой начинается спуск к источнику, составляющий 76 ступенек. В 2002 году при настоятельстве иеромонаха Дионисия была проведена поисковая работа и обнаружены эти ключи, о которых рассказывала местная жительница. По её воспоминаниям, до революции за водой сюда приезжали из разных мест. Отец Дионисий с Романом Суворовым отыскали ключи, прокопали дорожку в корнях для паломников. Через 10 лет Нина Васильевна Суворова решила обустроить это место в честь святых врачей Космы и Дамиана. Она раскопала яму, которая быстро заполнилась чистейшей водой. Тогда Нина Васильевна организовала людей, приобрела необходимы материалы, чтобы облагородить место и защитить его от посторонних вод во время весенних разливов. Вручную спустили 200 мешков цемента, несколько машин песка и бута.

На источник в году бывает три крестных хода. На Крещение дорогу чистит трактор, батюшка освящает воду, верующие обливаются освящённой водой. В беседке для прихожан и паломников устраивается общая трапеза: плов, приготовленный в большом казане здесь же, и чай с пирогами. На престольные праздники летом и осенью также совершаются крестные ходы на святой источник.