Храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с. Новая Бинарадка

Расположен в центре села Новая Бинарадка, находящегося в 60 км от Тольятти и в 9 км от Димитровградского шоссе при повороте направо. Церковная лавка работает только во время богослужений. Божественная литургия совершается по воскресным и праздничным дням. Вечернее богослужение накануне воскресного и праздничного дней с 16.00 до 19.00. Божественная литургия в воскресный и праздничный дни с 9.00 до 12.00. В воскресенье по окончании Литургии служится молебен о болящих.

Адрес: РФ, Самарская обл., Ставропольский район, село Новая Бинарадка, ул. Центральная, 88А
Телефон: 8 (937) 216-70-88
Электронная почта:  kazan-novbinaradka@tltepar.ru
Сайт:  http://kazan-novbinaradka.tltepar.ru/
Страница в социальной сети «ВКонтакте»:  https://vk.com/club135949344
Виртуальный тур: https://tltepar.ru/3d/kazan-novbinaradka.html

ИСТОРИЯ

Село Новая Бинарадка находится в левобережной части Ставропольского района Самарской области. Основано оно в первой половине XVIII века. Название села в переводе с калмыцкого означает «сосновый дом». Некогда в этих местах росли огромные сосны, впоследствии полностью вырубленные. Село всегда считалось зажиточным. Здесь жили свободные крестьяне, платившие налоги непосредственно в царскую казну.

В 1900 году население составляло около трёх тысяч человек. В селе была церковь, две школы — земская и церковно-приходская, земская больница, два кирпичных завода, семь лавок, одна водяная и одиннадцать ветряных мельниц, кожевенное и валяльное предприятия. По понедельникам работал рынок (в то время его называли базар). Крестьяне выращивали рожь, ячмень, овёс и просо. До революции 1917 года Новая Бинарадка была центром волости. В неё входили несколько сёл, деревень и малых хуторов.

Советский период в истории села был богат на события. Становление советской власти сопровождалось крестьянскими восстаниями, репрессиями, голодом. Пик раскулачивания пришёлся на 1933 год. Кого-то выслали в Карагандинскую область, а кого-то и расстреляли за контрреволюционную деятельность.

В 1941 году на защиту Отечества около 600 мужчин проводило село на фронт. Из них более двухсот человек погибли в боях за Родину. Многие фронтовики были награждены орденами и медалями. На территории села им установлен памятник.

До перестройки в селе действовал колхоз. Сегодня Новая Бинарадка – небольшое село, в основном здесь живут пенсионеры, около семисот человек. Они занимаются частным сельским хозяйством, пчеловодством.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Новой Бинарадке является объектом культурного наследия, памятником архитектуры регионального значения. Она величественно возвышается в центральной части села и видна за несколько километров с объездной дороги Тольятти – Кошки. Еще в 1997 году церковь представляла собой полуразрушенное здание. Сегодня – это не только замечательный образец архитектуры 19-го столетия, но и духовный центр всей округи. Сюда приезжают не только верующие из соседних сёл, но и туристы-паломники из различных регионов страны.

Первая деревянная однопрестольная Казанско-Богородичная церковь с колокольней в селе Новая Бинарадка была построена на средства прихожан в 1834 году. В 1867 году к церкви сделали два пристроя, с правой и левой сторон.

Село росло, и церковь для прихожан становилась маловата. Тогда крестьяне на сходе решили строить новый кирпичный храм. Каменная церковь была построена в 1899 году. Автором проекта стал архитектор Самарской епархии Таде́уш Хили́нский. В то время он уже работал над осуществлением своих проектов церквей в Мусорке и Верхнем Санчелеево. Он же впоследствии курировал и само строительство храма.

К строительству приступили в 1894 году. Место определили рядом со старым деревянным храмом. Закупили дорогой огнеупорный кирпич производства известной фирмы «Костин и Компания». По свидетельству старожилов, кирпичный завод был в Бинарадке. Кирпичи с именной маркировкой, кованые гвозди и сегодня хранятся в некоторых новобинарадских домах. Крестьяне обязались поставлять для изготовления крепчайшего известкового раствора куриные яйца. Воду для строительства брали из чистого источника, расположенного неподалеку. Он сохранился до настоящего времени, но нуждается в реставрации и благоустройстве. Храм был расписан. Богослужения в новом храме начались в 1901 году после освящения Самарским епископом Гурием (Буртасовским).

Спокойная жизнь прихожан Новой Бинарадки была кардинально изменена с установлением советской власти. Не сразу свободные и довольно зажиточные крестьяне приняли новые порядки. Крепкие хозяева активно сопротивлялись введению реформ, за что многие из них вместе с семьями и пострадали. Церковь была отделена от государства, религия объявлена пережитком, священнослужители подверглись гонениям. Пострадал и последний батюшка церкви Иоанн Витевский, место захоронения которого до сих пор неизвестно. В 1937 году был расстрелян его сын иерей Василий Витевский вместе с Самарским архиепископом Александром (Трапицыным), которые причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Сельский церковный староста Егор Михайлович Маврин был убит в Новом Буяне.

Окончательно храм был закрыт в 1932 году. По приказу местной власти сбросили с церкви колокола, дубовые полы разобрали на бани и коровники. Растаскивали всё: засовы, кирпичи, доски. А большие старинные иконы разрушители решили использовать в качестве настила деревянного моста, чтобы люди, проходя по нему, топтали лики святых. Однако ночью верующие заменили иконы досками. После закрытия храма и передачи его колхозу он долгое время использовался как зерносклад, что спасло его от полного разрушения. Но с 50-х годов прошлого столетия здание стояло продуваемое ветрами, купола были засижены воронами. Дождь и снег доделали то, что не успели разрушить люди.

Спустя много лет, в середине 90-х годов XX века, жители села Новая Бинарадка начали ходатайствовать о восстановлении храма. В 1998 году в селе вновь был образован православный приход. Настоятелем был назначен священник Андрей Ухаткин.

Правящий архиерей и жители села поддержали молодого инициативного священнослужителя. Вскоре нашлись меценаты – президент группы компаний «Бакалея» Иван Федорович Сиваков, родившийся в этих местах. И еще один помощник – Скобелев Анатолий Григорьевич , генеральный директор пожарной безопасности ООО «Пожторг». Мастеров по реставрации искали по всей России и ближнему зарубежью.Колокола, которые сегодня радуют прихожан малиновым перезвоном, были изготовлены белорусскими мастерами. Паникадило ковали и монтировали киево-печерские умельцы. Для реставрации штукатурки необходим был песок особой фракции, и после долгих поисков его нашли недалеко от Казани. Старинные иконы, сохраненные новобинарадцами от поругания, жители стали возвращать в храм.

Росписи храма реставрировали художники из Владимира, Нижнего Новгорода и Москвы. Настоятель долго искал реставраторов, которые бы взялись максимально сохранить старую настенную и подкупольную и́конопись. Один добрый человек посоветовал посмотреть работу знакомого ему художника, который реставрировал в то время старинный подмосковный храм. Отец Андрей поехал на место работы реставратора, ознакомился с его творчеством и пригласил художника в Новую Бинарадку.

В 2003 году провели газовое отопление в храм, после чего приступили к реставрации росписей. Работы продлились до 2012 года. Группа реставраторов под руководством Николая Юшко́ва реставрировала сохранившиеся фрески, а артель художников во главе с Андреем Филипповым вновь расписала стены и купола́ церкви в стиле модерн там, где росписи были утрачены. В алтаре выполнены уникальные авторские работы.

Постепенно разрушенная церковь обрела новый вид. Сколько сил, средств и энергии было вложено в восстановление храма, знают многие сельчане. Как и встарь их благочестивые предки-земляки всем селом строили храм, так и они все вместе взялись за восстановление поруганной святыни. На своем транспорте они подвозили стройматериалы. Вручную очистили от земли большой подвал под храмом – было вынесено порядка 30 КАМАЗов земли! Старшеклассники вымыли окна. Детвора оборвала сорную траву на церковном дворе. Разбили возле церкви сад из 70 яблонь. Когда для штукатуров потребовался обрат (молоко после переработки на сепараторе), сельчане каждый день приносили его до ста литров, и так в течение трех месяцев. Именно активное участие жителей помогло в короткий срок провести реконструкцию здания, облагородить территорию возле церкви.

Сегодня на огороженной красивым кованым забором территории находится прекрасный храм и причтовый дом, весной цветут яблони. Прихожане и паломники, находясь в храме, могут наслаждаться фрагментами библейской истории в красках и ликами святых, предаваясь духовным размышлениям и молитве.

После полной реставрации 13 декабря 2014 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (ныне митрополит Самарский и Новокуйбышевский) совершил великое освящение храма. 


АРХИТЕКТУРА

Возведенный в архитектуре русско-византийского стиля, храм имеет форму креста, состоит из трех основных частей, расположенных по одной оси – алтаря, центральной части и притвора, а также двух приделов – северного и южного. Центральная его часть выступает над всем объемом здания и увенчана мощным восьмигранным барабаном. Алтарь в храме трехчастный, выделен тремя многогранными апсидами с двумя оконными проемами в каждой.

Восемь арочных окон центрального барабана, обра́мленные рельефом наличника, заканчиваются высокой килевидной закомарой. Второй купол располагается над колокольней. Купола гранёные с яблоками, на которых водружены кресты затейливого каслинского литья. Главный купол венчает исторический крест храма, найденный прихожанами при проведении восстановительных работ в подвальном помещении. 

35-метровая колокольня включена в композицию храма. На ней 7 колоколов. Звонарь малиновым звоном возвещает здесь о начале и окончании богослужений. Вход в колокольню – с улицы, слева от центрального входа.

Каменные ступени парадной лестницы ведут к парадному входу, который оформлен в традициях «русского стиля» – арочный проём с рельефным обрамлением широкими пилястрами, на которых покоится грандиозная полка с закомарами и кокошником.

В притворе слева расположена лавка, а справа – дверь, ведущая в ризницу.

Многие решения элементов инженерной инфраструктуры храма до сих пор являются уникальными, взять хотя бы систему дымоходов и вентиляции. Но главной достопримечательностью является восстановленная роспись стен и ку́пола. Первые художники в своей работе использовали сусальное золото. Подобным образом украшались столичные храмы. Сохранилось 45 процентов старинных фресок – в основном под куполом.

В притворе храма на потолке изображено Откровение Иоанна Богослова, справа на стене – четыре всадника Апока́липсиса, с левой стороны – Архангел Михаил и поверженный им денни́ца. У входно́й двери справа и слева изображены два ангела. Эти изображения были в храме изначально, их даже не стали реставрировать, оставили в первозданном виде.

Через двойную дверь с верхней фрамугой – вход в основное пространство храма. Основное пространство – торжественное, радостное – делится арками на центральное и северное с южным. Буквально все внутренние стены расписаны фресками на библейские темы, ликами святых, растительными и геометрическими орнаментами. Росписи яркие, экспрессивные, многоцветные. Перекрытия храма византийские или, по-другому – «купол на парусах»: это когда часть купольного свода в виде вогнутого сферического треугольника перекрывает угол квадратного в плане помещения.

Полы в храме каменные, из четырех видов камня: от черного к красному и через розовый – к светло-серому. В центре выложено изображение Вифлеемской звезды, заключённой в круг.

На амвон ведут две ступени из белого мрамора. Иконостас выполнен из натурального дерева и покрыт прозрачным полуматовым лаком, который защищает древесину и подчеркивает ее красоту. Отделан сусальным золотом.

Всё внутреннее пространство храма освещено величественными паникадилами: большим пятиярусным – в центральной части, и тремя поменьше – при входе, в южном и северном приделах.


СВЯТЫНИ

В храме есть свои святыни. Это сохранённые местными жителями от поругания при закрытии церкви образа. С возобновлением деятельности храма они их вернули в родное место. Это ростовые иконы Спасителя и преподобной Марии Египетской. Они стоят справа и слева от иконостаса на солее в специальных подставках.

Возле алтаря находится ковчег с частицей мощей преподобного Александра Свирского.

С левой стороны от входа на аналое лежит часть гроба подвижника благочестия Самарской земли, основателя Костычевского Смоленского женского монастыря близ Сызрани схимонаха Пантелеи́мона. В 2004 году были обре́тены нетленными его мощи. В настоящее время он в Смоленском храме города Октябрьска с почестями почивает в раке. Многие получают исцеления и исполнение прошений при обращении к нему за помощью. В Сызранской епархии ведутся работы по подготовке к прославлению схимонаха Пантелеи́мона (Прохорова) в лике местночтимых святых.

Южный придел храма посвящён святителю Николаю Чудотворцу. Здесь проводились самые первые богослужения при открытии храма, и далее, пока он реставрировался.

Вот уже второе столетие покровительницей жителей села Новая Бинарадка является преподобная Мария Египетская, потому что северный придел сельского храма посвящён ей. Полторы тысячи лет со дня её праведной кончины отметила Святая Церковь в 2022 году.

Старожилы рассказали про то, что левый придел храма был посвящён преподобной Марии. Также информация о престоле, освящённом в честь Марии Египетской, содержится в архивных документах, которые отец Андрей нашёл, изучая историю прихода. В 1998 году батюшке местные жители принесли старинную икону преподобной Марии Египетской, которая располагалась когда-то в иконостасе разрушенного храма. Икону бережно хранили столько лет к великому счастью для прихода. Сегодня прихожане и паломники молятся перед этим образом преподобной Марии, как когда-то их предки. Икона находится слева от иконостаса у солеи.

К 125-летнему юбилею храма написаны иконы сына последнего настоятеля храма Иоанна Витевского – священномученика Василия Витевского и Пресвятой Богородицы «Споручница грешных». По преданию, когда Мария Египетская не могла войти в храм, она молилась перед этим образом Божьей Матери. Иконы находятся в напольных киотах справа и слева от иконостаса.


МИССИОНЕРСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проводятся огласительные беседы перед таинством Крещения, совершаются миссионерские Литургии. В течение года проводятся беседы в сельской школе, дворце культуры, сельской библиотеке в рамках общецерковных мероприятий и праздников.Социальная деятельность храма проводится в селе для многодетных и малообеспеченных семей. Для данной категории людей осуществляется сбор вещей среди прихожан, а также в праздничные дни вручаются подарки для детей из этих семей. 

Здесь всё благоухает спокойствием, чистотой и молитвой. Лишь в престольный день и в праздник Медового Спаса тишина нарушается, и здесь становится очень оживлённо. По окончании Божественной литургии творческие коллективы и солисты из Тольятти и Ставропольского района устраивают для паломников и туристов концерт, прославляя Казанский образ Пресвятой Богородицы. А в праздник Изнесения Животворящих Древ Креста Господня сложилась благочестивая традиция проводить на территории храма медовую ярмарку. Пчеловоды из разных мест Самарской области съезжаются сюда, чтобы освятить мёд нового урожая и предложить его паломникам.


 ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

21 июля, 4 ноября – Казанской иконы Божией Матери

22 мая, 19 декабря – святителя Николя Чудотворца (южный придел)

14 апреля, Неделя 5-я Великого поста – преподобной Марии Египетской (северный придел)


Источник: виртуальный тур: https://tltepar.ru/3d/kazan-novbinaradka.html