Храм во имя Архистратига Михаила с. Васильевка

Расположен в селе Васильевка, находящемся на пересечении трассы М-5 и автомобильной дороги Тольятти-Узюково-Димитровград. Храм открыт ежедневно по будням (кроме понедельника) с 9.30 до 14.00, в субботу с 16.00 до 19.00, в воскресенье с 8.00 до 12.00, в это время дежурит священник. Божественная литургия совершается по субботним (если на неделе не было праздничной службы), и всегда по воскресным и праздничным дням. Вечернее богослужение накануне субботнего, воскресного и праздничного дней с 16.00. Божественная литургия – с 8.30.

Адрес: РФ, Самарская обл., Ставропольский район, село Васильевка, ул. Клубная, 24а
Электронная почта:  arhmihail-vasilevka@tltepar.ru
Сайт:  http://arhmihail-vasilevka.tltepar.ru/
Страница в социальной сети «ВКонтакте»: нет
Виртуальный тур: https://tltepar.ru/3d/arhmihail-vasilevka.html
 

История

Село Васильевка находится в левобережной части Ставропольского района Самарской области, в 9 километрах к северо-востоку от Тольятти. Село является центром сельского поселения Васильевка, к которому также административно относятся село Зелёновка и посёлок Рассвет. Глава администрации сельского поселения в 2023 году – Ю.А. Писарцев.

Возникновение Васильевки связано с появлением на левом берегу Волги в 1737 году города Ставрополя. Первыми поселенцами Ставрополя были крещёные калмыки, переселенные сюда из южных окраин Российского государства в специально построенный для них город-крепость. Калмыки были хорошими конными воинами, а государство нуждалось в защите своих южных рубежей. Одновре́менно в окрестностях стали появляться «особые сло́боды». Так возникли поселения Ягодное, Сускан и другие. Для приучения калмыков к осёдлости были переселены́ русские хлебопашцы, а затем появились в них ремесленники и торговые люди. Позднее, в 1798 году, появилось и поселение Васильевская слобода́. Первым переселенцем был пастух из села Ягодное Василий Силантьев, а затем переселился его брат Никита. Вскоре появились и другие жители из сёл верховья реки Волги, в большинстве своем мордва. Так возникло село, названное крестьянами по имени первого жителя Васильевкой.

Васильевская слобода относилась к приходу ставропольского Троицкого собора. В 1859 году население составляло около 700 человек. В 1898 году была построена однопрестольная деревянная Михайло-Архангельская церковь. Она сгорела в 1923 году.

Васильевцы вместе с соотечественниками защищали Родину во всех войнах. На фронт второй мировой войны из села ушли 560 человек, вернулись 162. Уроженцем Васильевки является Герой Великой Отечественной войны моряк Евгений Никонов. В селе имеется улица имени Евгения Никонова, сельская школа носит его имя, на кладбище, на месте перезахоронения воина, ему воздвигнут памятник. В Тольятти также одна из улиц в микрорайоне Шлюзовой носит его имя, действует клуб юных моряков и речников имени Героя Советского Союза Евгения Александровича Никонова.

В советское время в селе был передовой колхоз, который помимо прочих видов деятельности сельского хозяйства активно развивал кукурузоводство. При строительстве Куйбышевской ГЭС в 50-х годах XX века в Васильевку были переселены́ 267 семей из Кунеевки, Зелёновки, Фёдоровки. Раньше в селе было одно озеро. С появлением гидроэлектростанции в районе Васильевки образовалась цепочка из 20 с лишним озёр, различающихся площадью водного зеркала, глубинами и другими характеристиками, но связанные единым подземным водоносным горизонтом. Они носят название Васильевские озёра. Все озёра бессточные. Питание происходит за счёт атмосферных осадков и подземного водообмена. Многочисленные и разнообразные водоросли Васильевских озёр являются объектом исследования учёных. Вокруг озёр на возвышенностях расположены сосновые боры́ – старинные и современные. В селе проживает около 3000 человек. Есть школа, детский сад, магазины, медпункт, почта, фермерские хозяйства.

В селе вновь была построена церковь при настоятельстве протоиерея Виктора Шибалина. В 1998 году в Васильевке был зарегистрирован приход во имя Архангела Михаила в память о старой церкви. На выделенном земельном участке был построен причтовый дом, обустроенный под храм, где и стали совершаться богослужения на антиминсе. Фундамент каменного храма был заложен в 2002 году. В 2007 году строительство было завершено.

В селе Васильевка открыто вероисповедальное кладбище, на котором в 2022 году построена срубовая часовня во имя благоверного великого князя Димитрия Донского. В ней совершаются молебны в день памяти святого Димитрия Донского, отпевания и заупокойные службы. 

Храм и часовня являются архитектурной достопримечательностью села, его украшением и духовным центром. С октября 2022 года настоятелем храма и часовни является протоиерей Валерий Соболевский. К лету 2023 года новый настоятель уже капитально отремонтировал Михайло-Архангельский храм внутри и провёл центральное водоснабжение. В планах – наружный ремонт и устроение звонницы.

Между государственной властью сельского поселения, школой и священником села Васильевка установились уважительные, добрые и плодотворные отношения, которые служат для процветания села и на благо местным жителям.

 Архитектура

Храм в селе Васильевка каменный из кирпича, однопрестольный. Автор проекта – тольяттинский архитектор Светлана Журавлева. Образ храма – сдержанный, даже суровый. Из украшений – только пилястры в углах, робко прорисованный карниз и щелевидные ниши слегка разбавляют глухое безмолвие стен. Невысокий цоколь облицован плиткой под камень.

Храм имеет классическую форму – восьмери́к на четверике́. Состоит из трех основных частей, расположенных по одной оси́ – алтаря, средней части и притвора. Голубые купола с позолоченными крестами, один из которых побольше, водружены над алтарной частью и притвором. Главы имеют лу́ковичную форму. Центральный купол декорирован спиралью цвета золота. Лепестки перекрытия основного объёма в виде полуконусов, узкие у барабана, и постепенно расширяющиеся к краям, образуют на фасаде арочные контуры.

Две ступени парадной лестницы ведут нас к центральному крыльцу. Оно обра́млено коваными перилами в стиле «русского барокко» и перекрыто полупрозрачным материалом. 

Войдя в храм с центрального входа, мы попадаем в притвор, плавно перетекающий в главное помещение. Здесь справа располагается церковная лавка, а слева – стол со свечами и распятием, перед которым молятся об упокоении усопших, его называют канун.

Внутреннее убранство храма строгое, торжественное. На белых сте́нах видим множество икон в художественно оформленных киотах. Перекрытие храма в полной мере передаёт конструктивные особенности здания. Восьмери́к, четвери́к, треугольные паруса – все элементы открыты и создают законченный образ классического храма. Центральный объём освещается трехъярусным паникади́лом. В полах, выложенных керамической плиткой, преобладают серо-коричневые тона.

Святыни

Образ святого Иоанна воина со старой церкви. Его сохранили и передали в новопостроенный храм местные жители.

Престольный праздник

21 ноября – Собор Архангела Михаила.

В этот день совершается Божественная литургия и крестный ход вокруг храма. На службу приезжают жители соседних сёл. Устраивается чаепитие.

Миссионерская и социальная деятельность

При своей малочисленности приход по мере своих сил занимается миссионерской и социальной работой. 

Священник посещает уроки основ православной культуры в местной школе, проводит беседы на духовно-нравственные темы с позиции христианского мировоззрения с учителями и школьниками, участвует с духовно-нравственной составляющей в программе летнего лагеря. 

Так как священника приглашают всегда на похороны отпеть усопшего, и это всегда самое многолюдное событие в селе, то батюшка старается использовать эти случаи для проповеди. Приходом оказывается помощь в виде продуктов нуждающимся в родительские (поминальные) дни.